Гипотеза: Специально организованное средство обучения – учебная тетрадь, может соответствовать принципам обучения методом учебно-предметных проблем.
Объектом данной разработки является материал по теме «Четырехугольник» курса геометрии как системы проблем.
Предметом является логика построения заданий в соответствии с особенностями курса геометрии под редакцией Аронова А.М., Скрипка А.М.
Для достижения цели поставим следующие задачи:
- Провести анализ форм учебных средств, в том числе рабочей и творческой тетрадей;
- Провести анализ материала по теме «Четырехугольник»;
- Разработать учебную тетрадь для 8-го класса по теме «Четырехугольник».
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе проводится анализ предметного материала по теме «Четырехугольник», на основе которого можно говорить о особенностях курса геометрии методом учебно-предметных проблем. Далее проводится анализ существующих в настоящее время форм дополнительных средств обучения. При характеристике рабочих тетрадей у нас появилась версия: в условиях уменьшения организующей и руководящей роли учителя, т.е. снижении требовательности, рабочая тетрадь признана поддерживать учебный процесс и взять на себя ряд функций учебной жизни. Для возможности формулирования ее как гипотезы, было проведено интервью с рядом учителей, применяющих данные тетради в своей практике. Было выявлено их видение функций рабочих тетрадей, которое соотносится с нашим предположением. А также обнаружен факт применения рабочих тетрадей в качестве контролирующего средства, что вообще удивительно. Протоколы интервью с учителями предлагаются в приложении № 2.
Анализ рабочей тетради, творческой и тетради международной ассоциации PISA показал, что в силу особенностей данные тетради не могут использоваться как дополнительное средство к учебнику, выстроенном в логике учебно – предметных проблем.
Во второй главе приведен непосредственно сам текст учебной тетради. Наша разработка шла параллельно с разработкой учебной тетради по теме «Ломаная» Скрипка А.М. В силу отсутствия готового образца нами из данной разработки был взят ряд моментов по организации материала и его оформлению. Ключевые слова, вернее вопросы выделены жирным шрифтом, для акцентирования внимания. Так называемые «Задания для любознательных» предназначены не для всех учащихся, а только для тех, кто хочет углубленно изучать математику.
Материал тетради разбит на два параграфа: построение общего понятия четырехугольника и особые четырехугольники. В первом параграфе, проводя учебное исследование, ученик рассматривает все возможные формы четырехугольника. Второй параграф позволяет более детально изучить особые четырехугольники, т.е. те у которых отношения между элементами влияют на другие отношения между этими же или другими его элементами. Содержание каждого из параграфов логически завершено.
Следует отметить особенность исследования, предлагающегося в учебной тетради. Акцент делается не на проведении самого исследования, а на возможности планирования исследования. Возможно, в дальнейшем будет осуществлена разработка вводного занятия, на котором школьники в фронтально - дискуссионной форме зададут общий план исследования. Отметим, что исследование строится на уже известных ученику фактах.
Возможный вариант оформления титульного листа учебной тетради предложен в приложении № 1.
В третьей главе представлены материалы к объяснительной записке учебной тетради, выделены ее принципиальные особенности. В ней описаны методические трудности, возникшие при разработке, касающиеся формы и содержания тетради.
Так же в ней представлены и описаны предметно-деятельностные линии: линия определений, линия утверждений и линия доказательств. Развитие данных линий стало необходимо в силу того, что развернуть учебное содержание, основываясь на разнообразии форм изучаемых объектов, их исследовании, а так же на доказательстве базовых теорем геометрии, не удалось. В тетради исследуется одна форма ломаной - замкнутая четырехзвенная ломаная (четырехугольник), а все доказательства связаны с дополнительными внутренними линиями (средняя линия, диагональ) и не претендуют на фундаментальность. Выделение предметно – деятельностных линий позволило сформировать и описать учебное содержание тетради.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.