Учебная тетрадь по теме «Четырехугольник» как средство реализации решения учебной проблемы, страница 27

Все встречающиеся в предметном материале темы «Четырехугольник»  определения - родовидовые. В учебной тетради ученику самому предлагается задать род фигуры, а иногда одна фигура может быть отнесена и к нескольким родам. Опишем способ задания определения  в тетради:

- ученикам предлагается готовый рисунок; 

- проводится наблюдение;

- предлагается сформулировать определение.

Дальнейшее сравнение с культурным позволяет проконтролировать ход построения определения. Данный способ реализуем т.к. существует аналог подобной работы в учебнике, который может осуществить поддержку первым трем шагам.

         Опишем, что подразумевает под собой сравнение в рамках данной предметной линии. Главным образом, ученик должен выделить существенно отличие его определения от классического или нет. В условиях, когда возникает несколько разных соотношений задающих одну фигуру, ученик должен выделить существенное отношение. В некоторых случаях (в начале), оно ему сообщается.

 Опишем организацию четырех представленных в данной тетради определений.

1. Изображен частный случай класса фигур, ученику необходимо обобщить его до класса и сформулировать свое определение, которое далее сравнить с культурным.

2. Изображена фигура, требуется ее определить через две других известных ранее фигуры. Получившиеся определения сравнить с культурными.

3. Требуется изобразить три фигуры, каждая из которых получается как частный случай ограничения разных фигур на разные элементы (результат одна фигура). Самостоятельно исследовать и доказать эквивалентность определений. По образцу составить диаграмму основываясь на определении.

4. У изображенной фигуры нужно выделить соотношения элементов, дать свое определение. Убедиться  в том, что в словаре определение сформулировано подобным образом.

Первое из серии данных определений задает образец и ключевой характер работы, т.е. первый начальный уровень.

Определять фигуру можно различными способами. Второе определение  иллюстрирует факт того, что одну фигуру можно определять несколькими способами, в данном случае двумя. То, что фигура может быть помещена в два различных класса, задает следующий уровень изучения предметного материала.  В тексте переход с одного уровня на другой, а так же усложнение в рамках одного уровня не выделены, проследить их можно сделав методический анализ. 

Если до этого ученики формировали свое понимание фигуры, основываясь на предлагающемся образе, то третье определение требует обратного действия: по разным определениям сформировать свое видение и образ фигуры. Одним из усложнений реализовавшимся в этом примере следует выделить исследование на синонимию. На этом же примере можно выделить еще одно  усложнение: возможность и умение сформулировать что-либо по образцу.

         В четвертом определении можно заметить следующее усложнение: выделение отличий и доказательство без письменной фиксации. Но данное усложнение будет относиться к первому уровню освоения  предметного материала линии определений, т.к. задает работу только с одним классом фигур.

Таким образом,  представим уровни изучения предметного материала и этапы усложнения на следующем рисунке.

 


           2ур

 


             1ур        2        3

  рис.2.1

На рисунке 2.1 по вертикали изображен переход на второй уровень данной  предметной линии, горизонталь же показывает степени усложнения материала на данном уровне. Первый уровень линии определений задает преобразования и манипуляции с одним классом фигур. Второй уровень подразумевает работу с несколькими классами и связями между ними.