Экспериментальные материалы тетради PISA предназначены для оценки качества системы образования. Выполненные задания, т.е. заполненная тетрадь, отсылается в московский институт общего среднего образования, где проходит обработку. Результатом оценки данных материалов является сравнительный анализ национальной системы образования. Высокий статус структур, организовавших данную тетрадь, позволяет судить о необходимом уровне знаний (которые могут быть проверены), о форме и способе выполнения предлагаемых заданий.
В тетради содержатся различные задания на чтение и понимание текста, а так же на решение повседневных проблем.
Авторами акцентируется внимание на том, что начинать выполнять задания можно только с разрешения преподавателя. Фиксация времени выбрана как еще один показатель оценки.
В тетради используется несколько типов заданий:
- тестовые: к «вопросам дается четыре или более вариантов ответа, обозначенных буквами»[14, c.3];
- необходимо дать ответы на несколько вопросов, в каждой строке предложенной таблицы требуется обвести один из ответов;
- «требуется записать краткий ответ на специально отведенном месте в тетради, …это могут быть вычисления, письменный текст либо рисунки» [14, c.5];
- «требуется в соответствии с содержанием задания записать полное решение, обоснование или объяснение данного ответа … в свободной форме» [14, с.5].
Информация о специфичности выполнения каждого из типов заданий предоставляется ученику в виде инструкции в начале работы с тетрадью.
Каждое из предлагающихся заданий четко структурировано и скомпоновано. Большинство заданий представляют собой цепочку задач, поставленных к одному условию. Одни из таких цепочек необходимо выполнять последовательно, т.к. только при помощи решения предыдущего задания можно решить следующее. Так, в одной из задач дан рисунок периодической последовательности вспышек света маяка, состоящей из одинаковых повторяющихся циклов. В первом и втором заданиях дети выясняют величину периода последовательности вспышек света и сколько секунд светит маяк в течении 1 минуты. Эти данные позволяют изобразить возможную последовательность вспышек маяка, который светит иное количество секунд и с другим периодом (третье задание) [14, с.10].
В другой же цепочке решить более сложное задание можно сразу, без промежуточных первых заданий, но ученикам не сообщается, каким образом это повлияет на оценку результата. Так, в условии задачи «Чемпионат по теннису» сказано, что участвуют 128 игроков, которые в первом круге проводят 64 игры. 64 победителя играют во втором круге, а проигравшие удаляются. Победители во втором играют в третьем и т.д. В первом задании предлагается выяснить, каким по порядку является так называемый «круг из 16-ти», в котором участвуют 16 игроков? Во втором - сколько всего кругов в чемпионате? В третьем, используя предыдущие задания можно, с легкостью ответить на вопрос: сколько всего игр проводилось [14, с.36].
Третий способ организации цепочки представляет собой совершенно не связанные друг с другом вопросы, поставленные к одному и тому же сюжету. В условии задачи «Поездка на машине» описывается, каким образом девочка Марина ехала на своей машине, - предлагается график зависимости времени и скорости движения. По графику требуется определить наибольшую скорость, время нажатия тормоза из-за переходившей дорогу кошки и проделать анализ расстояния на основе предложенного графика [14, с.24].
Использование интересных фактов и сюжетов привлекают немалый интерес. Приведенные таблицы и рисунки говорят о серьезности и «взрослости» выполняемых заданий, что очень важно, как отмечает Поливанова К.Н., для детей в подростковом периоде [12].
В силу того, что PISA - оценочная тетрадь, в ней отсутствует деление заданий на более или менее значимые. Не учитывается визуальная привлекательность и яркость предложенного материала (черно-белая печать).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.