3
2
1ур 2 3
Рис.2.3
Таким образом, рисунок предметно-деятельностной линии доказательств имеет три уровня в вертикальном направлении и по одному этапу усложнения на втором и третьем уровне. Первый уровень в данной предметной линии характеризуется отсутствием необходимости в проведении доказательства, а значит и необходимости подачи базовой идеи. Ученику не требуется выстраивать ход доказательства.
На втором уровне появляется необходимость в выстраивании хода рассуждения, для этого ученику дается теоретический факт и идея его применения.
Отсутствие «подсказки» для дополнительных построений, а так же в акцентировании внимания на чем-либо в объекте принципиально изменяет задачу ученика. Ему известен только факт, который необходимо как-то применить. Такие особенности в доказательстве задают третий уровень в освоении типа предметного материала данной линии.
В процессе работы были получены следующие результаты:
• Проведен анализ форм рабочей тетради, творческой и тетради международной ассоциации PISA, который показал невозможность их использования как основных средств при обучении методом учебно–предметных проблем. Кроме того, проведенное «пилотное» исследование мнения учителей относительно функций рабочих тетрадей дало нам основание для формулирования гипотезы: в условиях уменьшения организующей и руководящей роли учителя, т.е. снижения требовательности, общей разболтанности, рабочая тетрадь призвана поддерживать учебный процесс и взять на себя ряд функций учебного процесса. Данная гипотеза требует более широкого исследования.
• Разработана учебная тетрадь для 8 класса по теме «Четырехугольник», как одно из средств формирования понятия четырехугольника.
Учебная тетрадь организована в соответствии с принципами обучения методом учебно-предметных проблем. Содержание подобрано таким образом, что все объекты исследования задаются через соотношения элементов. Вся тетрадь посвящена одной проблеме, поставленной в учебнике Аронова А.М., Скрипка А.М. «Геометрия - 8»: как одни отношения между элементами четырехугольника влияют на другие отношения между этими же или другими его элементами. Проблема преобразуется в ряд задач, решению которых и посвящена тетрадь. Пять из задач есть в учебнике, а три (в такой формулировке) представлены впервые: влияет ли равенство двух (соседних или противоположных), а так же трех сторон, на какие-то соотношения его других элементов; влияет ли равенство двух (соседних или противоположных), а так же трех углов, на какие-то соотношения его других элементов; влияет ли наличие и количество прямых углов на соотношения (параллельности или равенства) элементов четырехугольника.
Представим систему задач:
- влияет ли равенство двух (соседних или противоположных), а так же трех сторон, на какие-то соотношения его других элементов; какие свойства и признаки следуют из равенства сторон четырехугольника; какие свойства и признаки следуют из равенства сторон и углов четырехугольника;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.