Каждая из предметно–деятельностных линий преобразуется и развивается по ходу изложения материала. Мы выделяем горизонтальное и вертикальное направления развития. Горизонтальное развитие линии подразумевает усложнение в рамках одного уровня. Усложнение может проходить в несколько этапов и связано с изменением каких-либо количественных характеристик.
Вертикальное развитие линии предполагает переход с одного уровня, организующего работу ученика по усвоению какого либо предметного материала, на другой. Данный переход характеризуется качественными изменениями характера усвоения.
В заключении описываются основные результаты нашей работы:
• Проведен анализ форм учебных средств, который показал невозможность их использования при обучении методом учебно – предметных проблем.
• Разработана учебная тетрадь для 8 класса по теме «Четырехугольник», как одно из средств формирования понятия четырехугольника. Данная тетрадь организована в соответствии с принципами обучения методом учебно – предметных проблем.
• Составлены материалы к объяснительной записке.
Для более полной оценки и аргументации тех или иных моментов в курсе геометрии, разработанном Ароновым А.М., Скрипка А.М., проделаем анализ материала по интересующей нас теме на основе еще нескольких источников.. Один из источников - курс геометрии 7-9 класс под редакцией Л. С. Атанасяна [3]. Второй источник учебник И. Ф. Шарыгина «Геометрия 7-9 классы» [16]. Отметим, что выбор данных источников не случаен. Учебник под редакцией Л. С. Атанасяна признанный и уже устоявшийся в массовой средней школе, а учебник И. Ф. Шарыгина принадлежит инновационным течениям современной ситуации образования.
Анализ материала по теме «Четырехугольник» будем проводить по следующим параметрам:
1. Содержание данного параграфа (в виде представленных в нем тем);
2. Логика изложения материала;
3. Определения различных форм четырехугольников;
4. Характер и наличие рисунков в тексте;
5. Типы вопросов.
Главу «Четырехугольники» в учебнике Л. С. Атанасяна можно отыскать без особого труда, для этого достаточно открыть оглавление. Он содержит в себе темы: «Многоугольники», «Параллелограмм и трапеция», «Прямоугольник, ромб, квадрат». Построение материала именно в такой последовательности, «от общего к частному», позволяет удерживать системность знаний. С другой стороны, при переходе от изучения многоугольника к изучению четырехугольника между объектами не выстроена четкая связь. Четырехугольник описывается следующим образом: «каждый четырехугольник имеет четыре вершины, четыре стороны и две диагонали». Конкретного определения не дается. Автор классифицирует четырехугольники по выпуклости (выпуклые и невыпуклые). Далее рассматриваются различные виды четырехугольников и их свойства. Следует отметить, что определение параллелограмма и трапеции основано на четырехугольнике («параллелограммом называется четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны»,«трапецией называется четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие стороны не параллельны» [3, c.101]), прямоугольника и ромба - на понятии параллелограмма («ромбом называется параллелограмм, у которого все стороны равны» [3, c.109]), а квадрата - на прямоугольнике «квадратом называется прямоугольник, у которого все стороны равны» [3, c.110]).
Материал выстроен по следующей схеме: формулировка определений, теорема (свойство, признак) и ее доказательство. Нет ни одного отступления от такого изложения теории. Но стоит обратить внимание на особенность выстроенной логики материала. Связь материала скрыта от простого читателя, очень сложно выделить логику построения материала. Это можно пронаблюдать на таком явлении: открыв учебник на любой странице и закрыв содержание следующих абзацев, будет практически невозможно угадать дальнейший ход рассуждений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.