3.2.3 Предметно– деятельностная линия утверждений.................... 56
3.2.4 Предметно-деятельностная линия доказательств................... 59
Заключение........................................................................................... 63
Список литературы......................................................................... 66
Современная ситуация образования отличается большим разнообразием учебных средств. Появилось множество школьных учебников, отражающих разные аспекты становления науки математики с точки зрения разных подходов [1],[3],[9],[16]. Общество стало диктовать иные цели обучения, направленные на развитие детей, формирование индивидуальности. Достижение этих целей в большей степени реализовалось в развивающем обучении. Система Б.Д.Эльконина – В.В.Давыдова для начальной ступени смогла перерасти в массовую школу, заслужив общее признание.
В настоящее время количество учеников, обучавшихся в начальной школе по этой системе, постоянно растет. Этих детей организация учебной информации, в основном ориентированной на копирование готовых знаний, на получение знаний извне, удовлетворить не может. Они привыкли самостоятельно искать решения учебных задач, а не получать готовые ответы на незаданные вопросы. Поэтому становится актуальной проблема выстраивания школьных предметов, в частности, школьного курса геометрии в деятельностном подходе.
«Организовывать учебный геометрический материал в нем предпочтительнее вокруг учебно-предметных проблем. Они покажут геометрию «живой», развивающейся наукой, в которой существуют непознанные области» [11, с.23]. Над созданием курса геометрии как системы проблем работают авторы Аронов А.М., Скрипка А.М. Преимущество созданного ими учебника, по сравнению с остальными, заключается в том, что единиц учебного содержания в нем меньше, а это помогает создать у читателя целостное представление о предмете.
Но каким бы образом не был изложен материал предмета, одного учебника для осуществления полноценного образовательного процесса недостаточно. Это отмечают и традиционные дидакты [4] и разработчики методического материала РО [19]. Для решения данной проблемы стали создаваться дополнительные средства. Сначала это были рабочие тетради [4] [7], позже стали появляться творческие [20].
Рабочая тетрадь разрабатывалась в рамках традиционного обучения. Она содержит в себе задания с точной формулировкой и единственным правильным решением. Безвариантность, отсутствие выбора и места для творчества (хотя бы в поиске своего способа решения) приводит ребенка к исполнительским действиям.
Материал в рабочей тетради расположен таким образом, что после задания оставлено место для его выполнения. Это позволяет значительно ускорить процесс отработки нового знания.
Новые, усовершенствованные рабочие тетради выполняют следующие функции: позволяют организовать собственную работу учащихся с новым материалом, «…сформировать четкую, доказательную, грамотную математическую речь»[4, с.3].
Творческая тетрадь в дополнительном образовании обеспечивает выполнение индивидуальной факультативной творческой работы, которая, как отмечают исследователи РО, играет важную роль в развитии мыслительных способностей и личностном росте ученика [12].
И рабочая, и творческая тетради рассчитаны на одноуровневое решение задач. Проявление индивидуальности при решении учебных задач (в понимании Давыдова) не являлось целью разработчиков. Рабочие тетради ограничены по содержанию, творческие - по предназначению (для детей проявляющих интерес к углубленному изучению математики). Данные средства не предназначены для решения учебных проблем.
Возникает необходимость создания учебного обеспечения, которое поможет ученикам в решении учебных проблем.
Цель работы: Разработать учебное средство по геометрии для 8 класса по теме «Четырехугольник», которое поможет ученику индивидуализировать учение, окажет учителю методическую поддержку при обучении методом учебно-предметных проблем.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.