Технологическая телефонная связь на участке железной дороги: Учебное пособие, страница 4

Впервые переносные поездные телефонные аппараты были приме-нены в 1886 г. на  уча-стке Москва-Подольск      Московско - Курской железной  дороги.

      Рисунок 1 – Вид поездного телефонного

            аппарата  системы П.М. Голубицкого

      В том же году поездные телефоны в количестве 5 шт. появились на Полесских железных дорогах (участки Вильно-Ровно  и Пинск-Гомель)* [51].            

     Телефонные сношения на железных дорогах могли быть как

________________________________________________________

* в настоящее время практически полностью в составе  Белорусской ж.д.

 


Рисунок 2 – Включение переносного телефонного аппарата в воздушную линию связи при помощи специального шеста

 


Рисунок 3 – Схема переносного телефонного аппарата для связи остановившегося в пути поезда

устными, так и письменными, т.е. сопровождаемые записью переданных сообщений. Первые получили название переговоров, а вторые – телефонных депеш.

В 1888 г. Министерство путей сообщения  провело испытание нового вида связи на линии Петербург – Москва. «Почтово-телеграфный журнал» № 7 за 1888 г.  сообщал  следующее:   « Поездной   аппарат  был  помещен 14 апреля 1888 г. в багажный вагон, а другие два аппарата установлены на станциях Петербург и Обухово… На половине пути поезд остановился. От аппарата, находившегося в вагоне, один из проводов соединили с землей, а другой посредством стального крючка был накинут на проволоку железнодорожного телеграфа. Вся эта операция потребовала менее пяти минут времени. При испытании обе станции ответили на вызов сейчас же. Затем посланы были две депеши, и ответ был услышан вполне ясно и отчетливо. Комиссия признала опыт вполне удавшимся…»

Приоритет опытов П.М. Голубицкого по созданию и внедрению нового в истории железнодорожного  транспорта  способа  связи  подтверждается удостоверением  № 4848  от 26 мая 1888 г. Главного общества российских железных дорог. Телефонный способ передачи сигналов с пути позволил освободиться от старой громоздкой технологии связи посредством переносного поездного телеграфного аппарата [65].

В 1893 г. на Ириновской железной дороге под Петербургом на расстояние в 35 км была впервые организована телефонная связь по типу современной постанционной. В однопроводную линию было включено девять телефонных аппаратов системы местная батарея МБ, установленных на промежуточных станциях, каждую из которых вызывали с применением избирательного вызова – условным числом звонков. По этой линии связи вели так же переговоры об отправлении поездов[65,69], что соответствует функциям современной межстанционной поездной связи.

В 1900 г. Международный железнодорожный конгресс в Париже установил, что «с помощью весьма простых приспособлений в передаче и регистрации депеш телефон столь же надежен, как и телеграф Морзе при передаче сообщений, касающихся эксплуатации железных дорог и, в частности, безопасности движения поездов». На иную точку зрения встал VIII съезд начальников телеграфа (1901 г.), постановивший, что «телефон не может служить средством сношения станций по приему и отправлению поездов» [67]. Это решение во многом было продиктовано тем, что имевшиеся к тому времени на железных дорогах России более 8200 телефонов и фонопоров работали ненадежно, так как были далеки от технического совершенства.

Дальнейшее же развитие телефонной техники привело к тому, что в 1914 г. XVI совещательный съезд представителей служб телеграфа и железнодорожных электротехников признал «наличие линейных телефонных установок на железных дорогах необходимым условием обеспечения безопасности движения поездов, а также быстрой и надлежащей организованной помощи при несчастиях с таковыми» и постановил «включить названные устройства в состав обязательного оборудования существующих и вновь строящихся железных дорог».

Однако, в том же 1914 г. Государственная дума посчитала, что телефонная связь на железных дорогах является роскошью, не оправдывающей затрат [65,123].