Технологическая телефонная связь на участке железной дороги: Учебное пособие, страница 22

ДНЦ обеспечивает движение поездов, предупреждает задержки их на промежуточных станциях, одновременно вводя в расписание те поезда, которые выбились из него. Контролирует выполнение сортировочными и участковыми станциями планов формирования и отправления поездов по расписанию. Дает указания раздельным пунктам по регулированию движением поездов соответственно действующему расписанию и сложившейся ситуации. Проверяет своевременность выпуска под поезда локомотивов из депо и прохода ими через контрольный пункт. Обеспечивает правильный оборот локомотивов, заблаговременно предупреждая ДСП о подходе поездов. Систематически проверяет состояние сигналов и стрелок, существующие на участке предупреждения. Наблюдает за выпуском на перегоны хозяйственных поездов (балластных, снегоочистительных, пожаро-восстановительных, рабочих и др.), работой подталкивающих локомотивов. Ведет график исполненного движения, получая информацию с раздельных пунктов о времени прибытия, отправления и безостановочного проследования поездов. Следит за обеспечением безопасности движения и строгим соблюдением ПТЭ. Собирает информацию с промежуточных станций о предстоящей грузовой работе и потребности в порожних вагонах. Составляет диспетчерское расписание для одиночных локомотивов и готовит материал для диспетчерского приказа о работе сборных поездов. Передает на линию и записывает в журнал приказы о: приеме и сдаче дежурства; переходе с двухпутного движения на однопутное и о восстановлении двухпутного; открытии и закрытии перегонов; об изменении способа управления движением поездов; прекращении действия и восстановлении цепи  ПДС; назначении поездов; задержке поездов; поездах с негабаритным и разрядным грузом; отправлении поездов в след и движении по неправильному пути и др. [101,147].

ДСП промежуточных станций должны своевременно информировать ДНЦ о: времени прибытия, отправления и проследования поездов, одиночных локомотивов, автомотрис, дрезин и другого подвижного состава; номерах путей приема пассажирских, длинно составных и других поездов, требующих особого внимания; прицепках и отцепках вагонов от поездов по техническим или каким-либо другим причинам; случаях задержки поездов на станциях сверх допустимого времени; установлении и отмене предупреждения; освобождении вагонов после выгрузки; потребности в порожних вагонов для обеспечения предстоящей погрузки; всех случаях неисправности связи; повреждении входных и выходных сигналов; происшедших на станции или на прилегающих к ней перегонах авариях и крушениях [162].

На рисунке 34 показан общий вид рабочего места поездного диспетчера. Оно включает в себя: цифровой кнопочный манипулятор (ЦКМ), выносное табло с мнемосхемой раздельных пунктов диспетчерского участка, управляющее автоматизированное место (АРМ) ДНЦ, пульт поездной радиосвязи, телефонный аппараты междугороднего коммутатора и ЖАТС.

На рисунке 35 показано выносное табло, а на рисунке 36 – вид с экрана управляющего АРМа со схемой участка.

На участках, оборудованных ДЦ, поездной диспетчер выполняет ряд дополнительных функций: готовит маршруты для приема, отправления и безостановочного проследования поездов через раздельные пункты; проверяет по табло правильность установки поездов на станционных путях и др.

Исследования, проведенные учеными БелИИЖТа [2] показали, что на получение оперативной информации (ДНЦ слушает) и выдачу диспетчерских распоряжений и команд (ДНЦ говорит) приходится от 51% до 82% общей загрузки диспетчера.

В таблице 13 приведены результаты исследований количественных характеристик цепей ПДС Белорусской железной дороги.

                                                                                            Таблица 13