г) Как учитывать национально-психологические особенности военнослужащих в индивидуально-воспитательной работе?
Работа с конкретным воином, носителей определенных национально-психологических черт имеет ряд специфических особенностей. Так, анализируя то или иное проявление национальной психологии воина, необходимо бывает учесть те конкретные особенности ситуации, в условиях которой оно проявилось. Воспитателю надо знать, что в коллективе со здоровым климатом военнослужащие всех национальностей проявляют преимущественно позитивные психологические особенности, в нездоровом — негативные.
Индивидуальная воспитательная работа в многонациональных воинских коллективах — дело непростое, требующее немалых усилий, специальных знаний и высочайшей ответственности. Основными критериями ее успеха являются близость к людям, повседневное внимание к ним, сочетание высокой требовательности с отеческой заботой об их жизни, быте и досуге. Эта работа немыслима без постоянного и всестороннего изучения людей, глубокого знания их национальных особенностей.
Национальные различия воинов непосредственно связаны с их национальной психологией, обычаями, нравами и традициями, их национальным характером. Без всестороннего учета этих факторов невозможно успешное формирование высоких морально-политических и психологических качеств воинов, создание здорового климата в воинских коллективах. Гласная цель состоит в том, чтобы хорошо узнать человека, его позитивные качества и недостатки и, опираясь на положительное, помочь ему избежать ошибок, стать высокодисциплинированным воином, с честью выполняющим требования военной присяги и воинских уставов, мастером своего дела, воином-патриотом и интернационалистом.
К основным методам изучения военнослужащих в ходе повседневной жизни и боевой учебы относятся: индивидуальные познавательные беседы, ознакомление с документами, психолого-педагогическое наблюдение, установление письменных связей с водителями воинов и др. Практика показывает, что успех сопутствует тем командирам и политработникам, которые используют все эти методы в комплексе, систематически во всех видах деятельности подчиненных.
Действенной и активной формой индивидуальной работы является беседа. Ее эффективность зависит от соблюдения определенных условий, соответствующей методики и тщательной подготовки. Воспитателю необходимо ясно представлять, что он хочет получить от этой беседы, какое воздействие оказать на подчиненного. Важно помочь воину сделать правильную оценку своих поступков или поведения в целом, отношения к выполнению своего воинского долга, вызвать у него желание измениться, выработать в споем характере положительные черты и качества.
В индивидуальной беседе важно установить контакт с подчиненными, создать обстановку доверительности и откровенности. Если офицер решил сказать солдату, матросу о его недостатках или взыскать за какую-то провинность, то это должно делаться при полном самообладании, без грубости и оскорблений личного достоинства человека. Подчиненный должен чувствовать, что офицер исходит не из каких-то своих обид, а из интересов службы.
Следует иметь в виду, что не всегда и не во всем подчиненный может сразу согласиться с доводами офицера. В таких случаях надо проявить терпение, выдержку и постараться убедить человека. Если сразу не удалось убедить, то следует отложить продолжение разговора на другой раз. Безусловно, в одной беседе человек не раскроется, и воспитателю важно в ходе неоднократных бесед выяснить наиболее характерные особенности личности воина, составить более полное, всестороннее представление о нем.
Особенности имеет и проведение обычной индивидуальной беседы. Как показала практика, не следует акцентировать внимание па национальной принадлежности воина — это может выжать у него чувство настороженности, подозрительность, недоверие. Кроме того, у различных пародов существует круг вопросов, по которым откровенность допускается лишь с близкими родственниками. Если, например, для воинов среднеазиатских народов, а также русских и украинцев нет ничего предосудительного поговорить об их семейных отношениях, то разговор на эту тему с воинами прибалтийских национальностей может не получиться, так как у них обсуждать эти вопросы с посторонними не принято.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.