В-пятых, на повышение качества усвоения слушателями материала немалое влияние оказывает использование технических средств обучения. Воздействие на сознание и чувства людей средствами кино и видеотехники, звукозаписи помогает им быстрее и прочнее усвоить сумму необходимых знаний, попять материал, закрепить его содержание в памяти. Активизация наглядно-образного мышления позволяет быстрее овладеть навыками разговорной речи воинам, слабо знающим русский язык. Просмотр художественных, хроникально-документальных, учебных кинофильмов и телепередач обычно сопровождается комментариями руководителя группы, кратким разъяснением содержания отдельных фрагментов, пояснением терминов, употребляемых впервые. После просмотра целесообразно попросить слушателей пересказать краткое содержание увиденного на русском языке, выразить свое отношение к нему. Это дает возможность еще раз закрепить речевые навыки воинов.
Главное, к чему стремится руководитель группы политических занятий в многонациональном воинском коллективе — это вызвать интерес к политическим занятиям, к русскому языку. Пробудить такой интерес, развить его в постоянную потребность могут только вдумчивые, грамотные, душевно чуткие офицеры.
б) Как учитывать национально-психологические особенности воинов при организации боевой подготовки, социалистического соревнования?
Четкая организация боевой подготовки, социалистического соревнования помогает сплотить личный состав, сформировать у него высокие морально-боевые качества, воспитать патриотов и интернационалистов, добиться высоких результатов. Ленинские принципы организации социалистического соревнования — гласность, сравнимость результатов, возможность повторения передового опыта, товарищеская взаимопомощь лежат в основе работы командиров и политработников но обеспечению высокого качества боевой учебы.
Прежде чем принимать социалистические обязательства подразделения, командиры, политработники, секретари партийных организаций глубоко уясняют, какие задачи п с каким личным составом им придется выполнять в учебном году, чему надо научить подчиненных, какие навыки у них сформировать. Важно реально оценить возможности воинов по приобретению и повышению классной квалификации, овладению смежными специальностями, физическому совершенствованию. Специфика этой работы в многонациональном воинском коллективе состоит в том, чтобы определить уровень общеобразовательной, технической я физической подготовки, степень знания русского языка каждым воином, уяснить, кто и кому может оказать конкретную помощь, кто и с кем будет соревноваться в течение учебного периода.
Кроме того, важно установить, как организовать соревнование при выполнении конкретных учебно-боевых задач, при несении службы, проведении ремонтных работ и других видов обслуживания техники. Анализ задач, учет национального и качественного состава их исполнителей позволит командиру, политработнику объективно оценить возможности подразделения и принять реально выполнимые социалистические обязательства.
После принятия обязательств наступает этап их выполнения —повседневная боевая учеба, накопление знаний, умений и навыков, которые позволяют в установленные сроки выйти на намеченные рубежи. Практическое выполнение социалистических обязательств на этом этапе зависит как от четкой организации учебы и службы, так и от характера взаимоотношений между воинами в подразделении. Поэтому для командира и политработника важно создать здоровый морально-психологический климат в коллективе, обеспечить обстановку товарищеской помощи и поддержки в отношении военнослужащих, имеющих слабую подготовку, плохо знающих русский язык. С этой целью организуется оказание им индивидуальной помощи со стороны наиболее подготовленных воинов, создаются кружки технических знаний, спортивные группы, дискуссионные клубы, проводятся викторины, вечера и соревнования на лучшего по профессии.
Командиры, политработники следят за тем, чтобы экипажи, расчеты, отделения были многонациональными по своему составу. Они разъясняют воинам, что между собой соревнуются не представители разных национальностей, а многонациональные коллективы, что исход соревнования зависит не от преобладания в коллективе доли воинов той или иной национальности, а от характера взаимоотношений и сплоченности расчета, экипажа, отделения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.