В этот период полезно провести тематический вечер «Представляюсь коллективу», на котором молодые солдаты, матросы рассказывают о себе. С ними проводятся беседы о дружбе подлинной и мнимой, о долге, чести, совести, ответственности воина.
Со всем личным составом целесообразно спланировать и провести общие собрания «Дружба и войсковое товарищество — боевая традиция нашей армии. Умножать эту традицию — долг каждого воина». Важно, чтобы в ходе подготовки этого собрания в подразделении было сформировано здоровое общественное мнение, направленное против любых фактов проявления грубости, неуважения, эгоизма. Положительный эффект от такого мероприятия будет тем выше, чем откровенной будет разговор, который поведут на нем воины.
б) Что значит правильно учесть национально-психологические особенности воинов молодого пополнения?
В первую очередь надо стремиться не допускать пополнения уже существующих в подразделении и конфликтующих между собой микрогрупп, сформированных по национальному признаку. Комплектуя подразделения, надо стремиться к максимальной интернационализации уклада жизни подразделений, исходя из сложившейся в них ранее структуры и характера межнациональных взаимоотношений. Так, в коллективах нежелательно сосредоточивать большие по численности и противостоящие друг другу группы воинов двух-трех национальностей, особенно выходцев из среднеазиатских республик и Закавказья, так как слабое знание языка межнационального общения теми и другими, имеющиеся в них значительные различия в национально-бытовых и культурных особенностях будут способствовать их более активному отчуждению друг от друга, созданию конфликтных ситуаций.
Представителей Сибири, Дальнего Востока и Севера желательно определять в одно подразделение, так как они в этих условиях лучше адаптируются в коллективе. Доля их представительства в числе личного состава даже в этом случае останется невысокой.
Большое внимание уделяется подбору и расстановке сержантского состава. Большая часть призывников из кавказской группы народов, обладая хорошими организаторскими способностями, обычно успешнее других адаптируется в армейской среде и создает о себе в первые же дни довольно благоприятное впечатление. Многие командиры подразделений, руководствуясь этим, охотно назначают их младшими командирами, незаслуженно обделяя вниманием в этом вопросе представителей некоторых народов Поволжья, Сибири и Дальнего Востока, у которых, в силу особенностей национального характера и темперамента, организаторские способности и деловые качества сразу так явно не проявляются. Как показывает практика, представители этих национальностей нисколько не хуже справляются с обязанностями младших командиров, выигрывая даже в умении налаживать правильные уставные взаимоотношения с подчиненными.
В подразделениях, где много воинов из закавказских п среднеазиатских республик, необходим усиленный контроль за взаимоотношениями сержантского состава с подчиненными. Возникающие здесь микро-группы на национальной основе нередко оказывают давление на младших командиров других национальностей для получения привилегий и послаблений по службе для своих земляков.
Учитывать национально-психологические особенности военнослужащих необходимо и при проведении профессионального отбора, определении военнослужащих на конкретные боевые специальности.
ф 4. КАК УЧИТЫВАТЬ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА?
Уровень подготовки к службе в армии, степень сформированности интернационалистских качеств у воинов различных национальностей неодинаковы, имеются и другие существенные различия. Это выдвигает целый комплекс проблем в организации учебно-воспитательного процесса. Офицерам кроме высоких моральных качеств необходимы большая профессиональная компетентность, навыки педагогического воздействия на личный состав, активной индивидуальной воспитательной работы с воинами различных национальностей,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.