Многонациональный воинский колектив: вопросы и ответы (Методическое пособие для командиров и политработников подразделений), страница 26

Открывая диспут, ведущий подчеркивает значение коллектива в решении задач, стоящих перед подраз­делением, важность сплоченности личного состава для достижения поставленных целей. Вступительное сло­во должно быть кратким, ярким, полемичным, откро­венным по форме, задевающим интересы аудитории, вызывающим желание сразу же ринуться в спор.

Участники диспута в свободной и непринужден­ной форме высказывают свои мнения о том, как они понимают сплоченность коллектива, какие видят про­блемы, что нужно сделать для решения назревших вопросов. Важно, чтобы выступления были аргумен­тированными, со ссылками на конкретные примеры и факты из жизни подразделения. Не следует опасаться полемических реплик из зала, активной реакции слу­шателей, повторных выступлений — все это повыша­ет накал дискуссии и интерес аудитории. Ведущий должен умело направлять ход разговора таким обра­зом, чтобы он не уклонялся от темы, чтобы в опреде­ленной последовательности были рассмотрены все воп­росы. От его умения и такта во многом зависит откро­венный и чистосердечный обмен мнениями.

Заключая диспут, ведущий кратко анализирует различные точки зрения, аргументирование» высказы­вает свое мнение, резюмирует выводы, дает конкрет­ные рекомендации воинам, вытекающие из темы кол­лективного обсуждения.

КАК ПРОВЕСТИ «ДЕНЬ СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ»?

Эффективной формой патриотического и интерна­ционального воспитания воинов является проведение «Дней союзных республик». Они, как правило, приуро­чиваются к дням образования советских социалистиче­ских республик.

«Дню союзных республик» предшествует тщатель­ная предварительная работа, в ходе которой продумы­вается план его проведения, готовится необходимый справочно-информационный материал, подбираются кинофильмы, киножурналы, слайды, репродукции, ус­танавливается связь с родителями военнослужащих, с администрацией  предприятий, учреждений, учебных заведений, где воины до службы работали или учи­лись. Заранее оформляются стенные газеты, фотобюл­летени, показывающие жизнь республики, успехи ре посланцев, проходящих службу в части. В ходе под­готовки «Дня союзной республики» его организаторы тесно взаимодействуют с культпросветучреждениями, библиотеками соединений, частей, максимально ис­пользуют их возможности.

«День союзной республики» начинается с исполне­ния Гимна СССР по местному радиовещанию. Затем следует радиоинформация, в которой сообщается, что нынешний день посвящен такой-то Советской Социа­листической Республике. После этого излагается крат­кая, историческая справка по республике и объявляет­ся программа дня.

После подъема Государственного флага СССР на построении личного состава части командир или его заместитель по политической части в своем выступле­нии напоминают, что день посвящен такой-то респуб­лике, посланцы которой проходят службу в этом мно­гонациональном коллективе. Дается также краткая характеристика исполнения ими воинского долга, слу­жебных обязанностей, зачитываются благодарственные письма па родину лучшим воинам.

Затем в течение дня проводятся тематический ве­чер, беседы у карты Родины, радиобеседа, радиокон­церт по заявкам отличников боевой и политической подготовки, радиовикторина, выпускаются фотолистов­ки и боевые листки. В клубе, ленинских комнатах в зависимости от имеющихся возможностей разворачи­ваются выставки политической, мемуарной и художе­ственной литературы, периодической печати, посвя­щенные данной республике. Организуется фотографи­рование расчетов экипажей в память о совместной службе.

Наиболее сложное и эмоциональное мероприятие дня — тематический вечер, который может носить раз­личные названия (например, «В союзе равных»). Суть этого вечера — показать роль и место республики в нашем государстве, раскрыть успехи ее тружеников в реализации решений XXVII съезда КПСС. Этому спо­собствуют тематические выступления воинов об исто­рии, экономике, культуре, обычаях и традициях насе­ления республики; рассказы вернувшихся недавно из отпуска о положительных переменах, происходящих в городе, деревне, в трудовых коллективах; показ слайдов, документальных фильмов, киножурналов; обзор современной литературы, произведений известных в республике литераторов. Много интересного, полез­ного могут рассказать представители партийных и об­щественных организаций, передовики производства, ве­тераны тех республик, на территории которых базиру­ется часть. Особый интерес у воинов, как правило, вы­зывают конкурсы и викторины на знание прошлого и настоящего республики, ее выдающихся людей совре­менности, героев войны и труда, достижений в лите­ратуре, искусстве, науке и спорте, памятных дат. О буднях республики могут рассказать зачитанные вслух письма и наказы родителей военнослужащих. Заинтересует собравшихся и световая газета, показы­вающая ратный труд воинов.