Многонациональный воинский колектив: вопросы и ответы (Методическое пособие для командиров и политработников подразделений), страница 24

В подразделениях, где не уделяется должного вни­мания национально-психологическим особенностям во­еннослужащих, происходит стихийное группирование воинов в национальные микрогруппы. Членство в та­кой группе обеспечивает удовлетворение потребностей в признании личного достоинства и защиту от их не­дисциплинированных солдат, матросов, которые стре­мятся переложить на их плечи груз своих обязанно­стей. Если оставить этот процесс без внимания, то на почве узконациональной групповщины могут возни­кать негативные явления. В этой связи необходимо тщательно следить за подбором воинов различной на­циональности в отделениях и взводах. Равномерное распределение создает здоровую атмосферу в подраз­делении, благотворно сказывается на интернациональ­ном сплочении коллектива. Важно сплачивать много­национальный воинский коллектив самим ходом бое­вой учебы и службы и с этой целью добиваться, чтобы на каждом участке деятельности, независимо от ее ха­рактера, плечом к плечу трудились воины разных национальностей.

Все факты неуставных взаимоотношений необходи­мо рассматривать на внеочередных партийных и ком­сомольских собраниях, собраниях личного состава, да­вать им острую политическую оценку, а нарушителей дисциплины строго наказывать. В каждом подразделе­нии должна быть создана обстановка непримиримости к тем, кто пытается в какой-либо форме обойти, на­рушить устав, унизить, оскорбить сослуживца.

ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ВОИНАМИ НЕРУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ

В соответствии с требованиями Министра обороны СССР и начальника Главного политического управле­ния Советской Армии и Военно-Морского Флота в каж­дой части должно быть организовано изучение русско­го языка с воинами, слабо владеющими русским язы­ком. По прибытии молодого пополнения в часть в течение 2—3 недель выявляются солдаты, матросы, слабо владеющие русским языком и в зависимости от их количества в частях и на кораблях, в военно-строи­тельных отрядах или подразделениях создаются учеб­ные группы по изучению русского языка (не более 15 человек), функционирующие по 100-часовой учеб­ной программе.

Занятия проводятся ежедневно по 1—2 часа в ос­новном за счет времени, отведенного по распорядку дня на самоподготовку и политико-массовую работу, а также за счет резерва учебного времени командира части. При этом в зависимости от подготовки групп, конкретных условий проведения занятий материал урока может быть использован частично или полно­стью.

Занятия планируются, исходя из степени знания русского языка и состава учебных групп в соответ­ствии с «Программой по русскому языку для солдат, не владеющих или слабо владеющих русским языком» (М., Воениздат, 1982), включающей 100 уроков и рас­считанной на работу в течение 1—2 месяцев курсовой подготовки.

Руководителями учебных групп подбираются офи­церы, прапорщики, мичманы, сержанты, старшины, матросы, способные по уровню своей подготовки обу­чать личный состав русскому языку. Их периодически приглашают па методические занятия и семинары, которые проводят па общественных началах учителя общеобразовательных школ и других учебных заведений по согласованию с органами народного образования и ру­ководителями учебных заведений.

Состав учебных групп, их руководителей, продолжи­тельность обучения, время и формы проведения заня­тий определяются командирами воинских частей.

ПОРЯДОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОИНОВ ГАЗЕТАМИ И ЖУРНАЛАМИ НА ЯЗЫКАХ НАРОДОВ СССР

Коллективная подписка газет и журналов на язы­ках народов СССР организуется в соответствии с при­мерными нормами подписки на газеты и журналы в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, опреде­ленными директивой начальника Главного политиче­ского управления. Подписка организуется через орга­ны Союзпечати. Перечень и количество выписываемых изданий устанавливаются начальником политического отдела соединения (заместителем командира части по политической части) с учетом местных условий для каждой библиотеки и ленинской комнаты, но не выше установленных норм и лимитов подписки. Например, в ленинскую комнату подразделения может быть вы­писана одна газета «Комсомольская правда» (вместо двух по норме), а взамен ее одна из газет на языках народов СССР.