а) Надо ли готовиться к беседе?
Чем труднее предстоящий разговор, тем тщательнее надо готовиться к нему. Это непреложное правило. Основное внимание при подготовке к беседе должно быть сосредоточено на анализе обстоятельств и мотивов поведения воина, его настроения. Для этого иногда целесообразно бывает сопоставить мнение нескольких военнослужащих подразделения по поводу случившегося, обстоятельно во всем разобраться, узнать как можно больше о солдате, матросе, учесть индивидуальные национальные особенности, характер, темперамент, узнать, в каких условиях он рос и воспитывался до призыва на службу. Во всех случаях следует добиваться глубокого проникновения во внутренний мир человека, уметь отделять существенное от несущественного, характерное от случайного. Хорошо, если заблаговременно у офицера сложится примерный план беседы.
б) Нужны ли п беседе педагогические приемы? Безусловно, как при любом другом воспитательном воздействии па человека. Рассмотрим некоторые из них.
Нередко солдат, матрос, вызванный на беседу, находится в возбужденном состоянии. Он может возмущаться, употреблять при этом резкие выражения. В данном случае офицеру целесообразно воздерживаться от замечаний и возражений до того времени, пока воин не возьмет себя в руки.
Конечно, такой перемены нельзя ожидать пассивно, созерцательно. Выражение заинтересованности в судьбе человека не тождественно позиции одобрения любых взглядов. Совершенно правильно поступают те офицеры, которые пресекают пренебрежительные отзывы о командирах, о требованиях уставов и т. п. Вместе с тем, услышав противоположное мнение, нельзя горячиться. Для переубеждения собеседника подбирают веские аргументы. В случаях, когда требуется строгий спрос, усиливают самоконтроль и не допускают излишнего проявления отрицательных эмоций. Однако это не значит, что офицер непременно должен говорить бесстрастно, ровным голосом.
Чтобы беседа приобрела естественное течение в нужном направлении, необходимо придерживаться определенного порядка. При этом важно избегать вопросов в общей форме, поскольку они вызывают шаблонные неконкретные ответы. Но и вопросы, заданные прямо, что называется в лоб, не позволяют получить достоверную информацию. Опытные офицеры используют в таких случаях вопросы в косвенной форме. При оценке ответов учитывается не только их формальное содержание, но и подтекст, недомолвки и оговорки.
В беседе естественны паузы. Чаще всего разговор прерывается потому, что собеседник просто-напросто думает, как и что сказать. Однако, если пауза слишком затянулась, можно воспользоваться приемом, называемым «эхо-ответом»: «Так вы говорите, что...» Это дает возможность побудить собеседника к продолжению беседы и вместе с тем получить время для того, чтобы лучше продумать следующий вопрос. Стараясь предугадать поведение подчиненного, надо подумать о том, как предупредить негативную реакцию либо неискренность подчиненного. Последнее особо значимо в тех случаях, когда военнослужащий отрицает очевидные факты или замыкается в себе, перестает отвечать на вопросы.
Чтобы помочь воину осмыслить свое поведение, понять требования, предъявленные к нему, офицеру необходимо уметь убеждать. Разумнее всего не навязывать собеседнику свое мнение, а предоставить ему возможность поразмышлять и на основании этого самостоятельно сделать правильные выводы.
В случаях, когда у воина сложились неправильные взгляды, сформировались неверные психологические установки, потребуется прежде всего сосредоточить внимание на негативных последствиях его поступков как для него самого, так и для коллектива. В подтверждение этого заранее подбирают яркий пример. Осознание долга приходит к такому человеку не сразу. Требуется добиться того, чтобы он продумал и прочувствовал меру своей ответственности. Вот почему нужно постепенно подвести собеседника к пониманию необходимости выполнения требований уставов, заинтересовать и настроить его соответствующим образом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.