Кроме того, необходимо выявить лидера негативной микрогруппы. Чаще всего это солдат последнего периода службы, который отличался антиобщественным поведением еще до призыва в ряды Вооруженных Сил. Перевоспитать же в армейских (флотских) условиях коллективу не удалось. Как правило, вожак стремится подчинить себе побольше других людей. Для достижения своих целен оп нередко использует физическое насилие или угрозу его применения. Свое истинное лицо может скрывать под маской «защитника национальных обычаев», «бывалого парня», «спортсмена» и т. п.
В поведении вожака обычно проявляются развязность, заносчивость, грубость, высокомерие, самоуверенность. При внимательном наблюдении по этим признакам и можно выявлять таких лидеров.
Целесообразно провести также и индивидуальные собеседования, в ходе которых поставить войнам вопросы: кому они симпатизируют в коллективе? кто ходит в авторитетах и почему?
Сложность ситуации состоит в том, что лидер всегда стремится скрыть от окружающих эгоистические мотивы поступков. У него, как у любого человека, есть и положительные черты. У некоторых, например, могут быть ярко выражены такие личностные качества, привлекающие молодежь, как оптимизм, уверенность в себе. Потому иногда лидера искренне уважают, но всегда боятся. Эта противоречивость психологических состояний и взаимоотношений служит благоприятной почвой для развенчания ложного авторитета вожака и «размыкания» негативной микрогруппы.
Для снижения авторитета лидера негативной микрогруппы опытные воспитатели воздействуют на те его личностные качества, которые не имеют достаточного развития. Например, у некоторых из них слаба политическая подготовка, они затрудняются ответить на самые элементарные вопросы. Для развенчания ложного авторитета вожака, который слаб нравственно или любит прихвастнуть, можно при случае раскрыть перед воинами эти стороны его личности.
Поскольку целью образования неформальной группы негативной направленности является получение «казарменного комфорта», выражающегося в привилегиях в несении службы, питании, обмундировании и т п.. то главная задача командира и политработника состоит в том. чтобы не допустить этого. Важно убедить личный состав подразделения, что деятельность микрогруппы противоречит не только требованиям воинских уставов, но и личным интересам воинов. Особое внимание необходимо уделить раскрытию негативной роли лидера.
б) Как опереться на микрогруппы положительной направленности?
Совершенно очевидно, что рост авторитета микро-группы положительной направленности подрывает влияние негативной микрогруппы и ее вожака. Поэтому офицеры, партийная и комсомольская организации подразделения всемерно развивают активность членов группы положительной направленности. Лучших ее представителей выдвигают в актив роты, батареи. Им подбирают поручения по подготовке вечеров «Представляюсь коллективу», «Единая Родина — единый воинский дом», по оформлению стенда «Рота — дружная семья», по проведению бесед с недисциплинированными солдатами и др.
Нередко в подразделениях могут возникать так называемые нейтральные микрогруппы, чья направленность четко не обозначилась. Важно привлечь их на свою сторону, нацелить на достижение определенных результатов в боевой и политической подготовке, в организации досуга. Так, им можно предложить организовать смотр-конкурс «Умелые руки». И тогда выяснится, что среди этих воинов много скрытых талантов. Реализация их способностей позволит улучшить быт в подразделении, даст положительный импульс процессу сплочения коллектива.
3. КАК ПРОВЕСТИ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ БЕСЕДУ С ВОИНАМИ, СКЛОННЫМИ К НАРУШЕНИЯМ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ?
Каждый командир, политработник знает, насколько сложны беседы с военнослужащими, совершившими дисциплинарные проступки. Молодые офицеры нередко считают, что беседа в таком случае излишня и но разговоры надо вести, а строго наказывать. Это ошибочное мнение.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.