Многонациональный воинский колектив: вопросы и ответы (Методическое пособие для командиров и политработников подразделений), страница 18

Кроме того, необходимо выявить лидера негативной микрогруппы. Чаще всего это солдат последнего пери­ода службы, который отличался  антиобщественным поведением еще до призыва в ряды Вооруженных Сил. Перевоспитать же в армейских (флотских) условиях коллективу не удалось. Как правило, вожак стремится подчинить себе побольше других людей. Для достиже­ния своих целен оп нередко использует физическое на­силие или угрозу его применения. Свое истинное лицо может скрывать под маской «защитника национальных обычаев», «бывалого парня», «спортсмена» и т. п.

В поведении вожака обычно проявляются развя­зность, заносчивость, грубость, высокомерие, само­уверенность. При внимательном наблюдении по этим признакам и можно выявлять таких лидеров.

Целесообразно провести также и индивидуальные собеседования, в ходе которых поставить войнам воп­росы: кому они симпатизируют в коллективе? кто ходит в авторитетах и почему?

Сложность ситуации состоит в том, что лидер всег­да стремится скрыть от окружающих эгоистические мо­тивы поступков. У него, как у любого человека, есть и положительные черты. У некоторых, например, мо­гут быть ярко выражены такие личностные качества, привлекающие молодежь, как оптимизм, уверенность в себе. Потому иногда лидера искренне уважают, но всегда боятся. Эта противоречивость психологических состояний и взаимоотношений служит благоприятной почвой для развенчания ложного авторитета вожака и «размыкания» негативной микрогруппы.

Для снижения авторитета лидера негативной мик­рогруппы опытные воспитатели воздействуют на те его личностные качества, которые не имеют достаточ­ного развития. Например, у некоторых из них слаба политическая подготовка, они затрудняются ответить на самые элементарные вопросы. Для развенчания ложного авторитета вожака, который слаб нравствен­но или любит прихвастнуть, можно при случае рас­крыть перед воинами эти стороны его личности.

Поскольку целью образования неформальной груп­пы негативной направленности является получение «казарменного комфорта», выражающегося в привиле­гиях в несении службы, питании, обмундировании и т п.. то главная задача командира и политработника состоит в том. чтобы не допустить этого. Важно убе­дить личный состав подразделения, что деятельность микрогруппы противоречит не только требованиям воинских уставов, но и личным интересам воинов. Особое внимание необходимо уделить раскрытию не­гативной роли лидера.

б) Как опереться на микрогруппы положительной направленности?

Совершенно очевидно, что рост авторитета микро-группы положительной  направленности подрывает влияние негативной микрогруппы и ее вожака. Поэто­му офицеры, партийная и комсомольская организации подразделения всемерно развивают активность членов группы  положительной направленности. Лучших ее представителей выдвигают в актив роты, батареи. Им подбирают поручения по подготовке вечеров «Пред­ставляюсь коллективу», «Единая Родина — единый воинский дом», по оформлению стенда «Рота — друж­ная семья», по проведению бесед с недисциплинированными солдатами и др.

Нередко в подразделениях могут возникать так на­зываемые нейтральные микрогруппы, чья направлен­ность четко не обозначилась. Важно привлечь их на свою сторону, нацелить на достижение определенных результатов в боевой и политической подготовке, в ор­ганизации досуга. Так, им можно предложить органи­зовать смотр-конкурс «Умелые руки». И тогда выяс­нится, что среди этих воинов много скрытых талантов. Реализация их способностей позволит улучшить быт в подразделении, даст положительный импульс про­цессу сплочения коллектива.

3. КАК ПРОВЕСТИ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ БЕСЕДУ С ВОИНАМИ, СКЛОННЫМИ К НАРУШЕНИЯМ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ?

Каждый командир, политработник знает, насколько сложны беседы с военнослужащими, совершившими дисциплинарные проступки. Молодые офицеры неред­ко считают, что беседа в таком случае излишня и но разговоры надо вести, а строго наказывать. Это оши­бочное мнение.