Изучение положения дел в подразделениях, пораженных неуставными взаимоотношениями, показывает, что чаще всего нарушения воинского порядка происходят после окончания занятий, после отбоя, в командировках, на хозяйственных работах, когда ослаблен контроль за личным составом.
Избираемые формы воздействия на других военнослужащих для своего возвышения в коллективе могут быть самыми различными: словесные оскорбления, унизительные клички, бойкот, запугивание, запрещение просмотра кинофильмов, ограничения в увольнении в городской отпуск, в написании писем и т. д. Физическое давление может организовываться путем создания более тяжелых и сложных бытовых условий, «тренировками» в беге на длинные дистанции в средствах химзащиты и другими упражнениями, принуждением к обслуживанию военнослужащих доминирующей микрогруппы (чистка оружия, стирка обмундирования, заправка коек и т. д.). Кроме того, могут использоваться различного рода поборы под благовидным предлогом и склонение воинов, попавших в зависимое положение, к совершению дисциплинарных проступков (например, к приобретению и проносу в казарму и употреблению спиртных напитков).
Предметом особого внимания командиров должны быть все случаи травм и телесных повреждений. Для того чтобы исключить сокрытие фактов грубых нарушений воинской дисциплины, целесообразно ежедневно проводить осмотр всех без исключения военнослужащих подразделения.
б) Каким правилам целесообразно следовать офицеру, чтобы лучше знать жизнь подчиненных?
Более глубокому пониманию событий в подразделении способствуют тесные личные контакты командира, политработника с подчиненными. Если ему удается в течение первых 3—4 дней пребывания солдата, матроса в подразделении установить доверительные отношения, а затем постоянно поддерживать их в повседневных контактах, то это позволяет обычно довольно правильно понимать подчиненного. Важно знать возможные затруднения у воинов. Одним из них, кстати, наиболее распространенным, является языковой барьер.
Если солдат, матрос слабо владеет русским языком, то он вряд ли сможет точно выразить свою мысль. Более того, он может употребить выражение, которое имеет в русском языке совершенно противоположный смысл. Однако этому человеку в данный момент кажется, что его правильно поняли. Поэтому он и не старается уточнить свой доклад или высказанную мысль. У офицера же может сложиться неправильное мнение о целях или уровне мышления этого военнослужащего. Он попадает в его мнении в разряд «неспособных», которым нельзя доверить выполнение самостоятельной задачи. На самом же деле офицер просто не понял своего подчиненного.
Часто встречающаяся ошибка в практике офицеров — максимализм в требовательности, непонимание или даже отрицание тех качеств солдата, матроса, которые обусловлены предшествующим образом его жизни, национально-психологическими особенностями. Особенно но допустима прямолинейность в установлении отношений с воинами, которые поражены националистическими или религиозными предрассудками. При этом существенно, что националистические взгляды нередко оказываются подогреты религиозными чувствами.
Так, некоторые уроженцы Средней Азии и Казахстана искрение считают себя мусульманами, поскольку ислам в их понимании неотъемлемая часть национальной культуры. Религиозными воззрениями обусловлено отвращение мусульман к свинине, и это нельзя не учитывать. Некоторые особенности поведения молодых воинов из среднеазиатских республик связаны с особым почтением к огню, которому якобы присуща особая очистительная сила. Традиция запрещает кидать в огонь мусор, заливать его водой.
Среди жителей Кавказа п по сей день бытуют поверья о священных предметах, которые могут быть представлены отдельными породами дерева, скалами, древними могилами и т. п. Поэтому родители, верящие в спасительную силу талисманов, провожая сына в армию, дают ему наказ свято хранить какой-нибудь амулет, например маленький кусочек дерева, камушек, клочок бумаги с текстом молитвы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.