В борьбе с подобными предрассудками следует проявлять большую тактичность и терпимость. Успех обеспечивают сдержанность и спокойствие, точность и тонкость офицера в разъяснении воину сути религиозных верований, которые возникли в условиях непонимания законов развития природы и общества. И наоборот, контакт с воином может быть надолго разрушен резким противопоставлением своих атеистических взглядов. Умелые воспитатели стараются поставить таких подчиненных в положение, при котором они бы сначала засомневались в верности религиозных догм, а затем убедились в своих заблуждениях на личном опыте.
Характерное явление — распущенность отдельных воинов в быту, неаккуратность, сквернословие как форма мужского поведения. Разумеется, следует активно бороться с этими недостатками и вместе с тем помнить, что для некоторых воинов они еще в недавнем прошлом были своего рода нормой поведения.
Особое внимание надо обращать на контакты этих военнослужащих с воинами тех национальностей, у которых в языке отсутствуют резкие бранные выражения, а существующий культ матери, сестры приводит к тому, что они, буквально воспринимая ругательные выражения, могут очень резко и болезненно на них реагировать.
Кроме того, привычка некоторых к сквернословию задевает и национальные чувства. Как известно, представители «малой» нации более болезненно реагируют на ущемление их национального достоинства, чем представители «большой» нации. Именно в этой связи В. И. Ленин писал, что «ничто так не задерживает развития и упроченности пролетарской классовой солидарности, как национальная несправедливость, и ни к чему так не чутки «обиженные» националы, как к чувству равенства и к нарушению этого равенства, хотя бы даже по небрежности, хотя бы даже в виде шутки...»
В повседневной деятельности офицеру необходимо учитывать и такую психологическую закономерность. У человека, находящегося в негативном эмоциональном состоянии, нарушается процесс восприятия. Представим случай, когда солдат, матрос, получив задание, начинает выполнять его неумело или не таким способом, который кажется командиру единственно возможным. Нередко это вызывает у офицера раздражение. Следуют соответствующие действия, которые еще более подавляют волю подчиненного.
Бывает и так, что у офицера складывается предвзятое отношение, которое возникает на почве личной антипатии к солдату, матросу. И тогда, что и как бы ни делал подчиненный, все равно начальник остается недовольным.
Таков далеко не полный перечень предпосылок к искажению информации.
Для того чтобы лучше понимать сослуживцев и самого себя (по мысли К. Маркса, человек познает себя, смотрясь как в зеркало в другого человека), офицеру целесообразно следовать ряду правил:
постоянно поддерживать хорошее физическое самочувствие, уверенность;
признавать право подчиненного оставаться самим собой, видеть его индивидуальность;
всегда занимать доброжелательную позицию к подчиненному, критикуя, не унижать его достоинства;
чувствуя, что сдержаться от резкости нет уже сил, остановиться, просчитать про себя до десяти, перейти на углубленное дыхание, произвольно расслабить мышцы рук и лица.
Следуя этим правилам и приемам, можно значительно улучшить взаимопонимание, уменьшить количество ошибок в воспитательной работе.
Своевременному обнаружению отклонений в отношениях членов коллектива помогает сопоставление собственных выводов с оценками младших командиров, коммунистов, комсомольских активистов. При этом важно обеспечить откровенный обмен мнениями по всем трудным вопросам.
Для выявления картины группирования военнослужащих подразделения на основе землячества, национальности или по какому-либо другому признаку в некоторых частях активно используется метод групповой беседы. Опыт показывает, что специальные собеседования проводятся не реже двух раз в год, в январе — феврале и в июне — июле, то есть в то время, когда межличностные отношения приобрели относительную устойчивость.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.