Военнослужащие, призванные из республик Закавказья, очень активно поддерживают отношения с военнослужащими других национальностей. Более тесные связи наблюдаются у них с лицами, призванными из европейской части страны. Менее развиты их связи и отношения с военнослужащими, призванными из среднеазиатских республик, что обусловлено, в частности, недостаточным знанием как одной, так и другой стороной языка межнационального общения, глубокой усвоенностью как одними, так и другими военнослужащими собственных национальных норм и традиций, уверенностью в их правильности и актуальности.
Особое влияние на воспитание военнослужащих, призванных из среднеазиатских республик, оказывает семейно-бытовая общность, ее роль остается значительной и во время прохождения военной службы. Авторитет старших членов семьи, в особенности отца, семейные традиции, нормы поведения глубоко ими восприняты и усвоены и в армии практически не изменяются. Нередко вопросы службы, в особенности возникающие но время ее прохождения нравственные проблемы, воины решают но выработанному ранее шаблону или стремятся найти ответ у более авторитетного земляка.
Воины-узбеки, киргизы, таджики, туркмены, казахи очень сильно привязаны к родным местам, скучают по дому, пережинают о родных и близких, в ряде случаев трудно переносят акклиматизацию в новых условиях. С родителями они поддерживают тесные связи, советуются по вопросам службы, довольно откровенно пишут о своих неудачах и недостатках.
Служба в армии военнослужащих, призванных из среднеазиатских республик, в большинстве случаев начинается довольно трудно. Сказываются недостаточное знание русского языка, существенное различие в образе жизни до призыва в армию. Привыкнув к службе в определенном месте и должности, они болезненно воспринимают различные перемещения. Главное в прохождении службы видят в ее успешном завершении, в возвращении домой.
Большое значение для молодых военнослужащих, призванных из среднеазиатских республик, имеет мнение старших, более опытных товарищей — земляков. Эти люди пользуются значительным авторитетом, выполняют в группе, основанной на единстве языка общения, роль неформальных лидеров, более того — социальную роль, сходную по содержанию с ролью отца и семейно-бытовой общности. Молодые воины обращаются к лидеру по самым различным вопросам. Старшие товарищи, в свою очередь, несут определенную моральную ответственность за них перед всей группой, а иногда и перед родителями молодых воинов.
У военнослужащих, призванных из среднеазиатских республик, сильно развито послушание, уважение к командирам и начальникам. Одновременно им в значительной степени присуще чувство справедливости. Несовпадение этих чувств приводит к значительным конфликтам: воины начинают выполнять указания «справедливого» командира и начальника, противодействуя «несправедливому».
• 2. КАК НАЦИОНАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОИНОВ ВЛИЯЮТ НА ПРОЦЕСС СПЛОЧЕНИЯ ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА?
Сформировать воинский коллектив (роту, батарею, эскадрилью, боевую часть корабля) означает не только укомплектовать его личным составом в соответствии со штатным расписанием. По сути дела этим лишь положено начало. Предстоит еще организовать внутреннюю структуру взаимоотношений между воинами, утвердить здоровый нравственный климат, сплотить коллектив. Успешное решение этих задач невозможно без всестороннего учета национально-психологических особенностей воинов.
а) Как образуются микрогруппы?
Дважды в год (в мае — июне, ноябре — декабре) происходит частичное обновление воинского коллектива. Отслужившие свой срок солдаты и сержанты увольняются в запас, новички прибывают им на смену.
С приходом в подразделение молодым воинам определяют место в казарме, столовой, отделении и взводе. Вскоре наиболее активные из них начинают выполнять определенные общественные обязанности. Таким образом, им определяется четко обозначенное место в официальной структуре подразделения. Одновременно с этим они вступают в неофициальные отношения в коллективе, образуя новые микрогруппы или примыкая к уже существующим.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.