Смена личного состава в подразделении всегда связана с ломкой структуры внутриколлективных связей. Гаснут одни авторитеты, на их место приходят новые, складываются иные привязанности, симпатии, дружеские отношения. Поэтому от правильного приема и распределения личного состава во многом зависит будущая сплоченность воинского коллектива.
а) Каких правил целесообразно придерживаться при распределении личного состава по подразделениям?
Необходимо поддерживать соотношение воинов различных периодов службы, то есть укомплектовать подразделение таким образом, чтобы число воинов различных периодов службы в количественном отношении было примерно равным. Это диктуется прежде всего потребностями боеготовности. Кроме того, при таком подходе создаются более благоприятные социально-психологические предпосылки для сплочения воинского коллектива, вытекающие из особенностей, обусловленных принадлежностью солдат и матросов к различным периодам службы.
Следует обеспечивать равномерное распределение по подразделениям военнослужащих различных национальностей. Многонациональный состав воинских коллективов позволяет солдатам, матросам на деле ощущать проявление интернационального единства, формировать культуру межнационального общения, способствует более глубокому усвоению традиций, нравов, обычаев других народов нашей страны.
Там, где это требование нарушается, неизбежно обособление национальных микрогрупп воинов. Если своевременно не повлиять на направленность таких групп, лидерство в них могут захватить недостаточно дисциплинированные солдаты или матросы. Изучение показывает, что именно в таких обособленных микро-группах реанимируются различные националистические предрассудки, а под видом национальных традиций насаждаются негативные нормы, преследующие цель создать облегченные условия для службы представителям данной национальности. Попятно, что своей деятельностью они подрывают интернациональное единство коллектива, мешают успешно решать задачи, стоящие перед подразделением.
Важно также педагогически правильно организовать прием молодых воинов. Многие из них могут прийти в подразделение с уже сформированными психологическими установками на безропотное подчинение неуставным взаимоотношениям, иметь ложное понимание дружбы, товарищества. Плохое знание русского языка может стать для отдельных воинов психологическим барьером. Поэтому командиру, политработнику, совместно с партийным и комсомольским активом целесообразно в этот момент провести беседу, познакомить молодое пополнение с историей, лучшими традициями подразделения, части, корабля, представить секретарей партийной и комсомольской организаций, рассказать о лучших людях коллектива. Полезно, если командир, его заместитель по политчасти расскажут о себе, объяснят, в каком случае молодой солдат или матрос может к ним обратиться, если в этом возникнет необходимость.
Особое внимание начальники всех степеней уделяют размещению воинов строго по отделениям в соответствии со штатно-боевым расписанием. При этом нельзя допускать, чтобы более удобные места оказались у солдат или матросов старшего периода службы. Осуществляется строгий контроль за соблюдением очередности нарядов, особенно в выходные и праздничные дни, за соблюдением графика уборки помещения и территорий.
Буквально в первые же дни командиру подразделения следует побеседовать с каждым молодым солдатом или матросов, выяснить условия его жизни и воспитания до призыва на службу, круг его друзей, интересы, устремления, записать себе его домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей, адрес школы, где учился, либо предприятия, где работал. В последующем командир стремится, по возможности чаще, но не реже чем раз в неделю, индивидуально побеседовать с каждым молодым солдатом, матросом, выяснить его настроения, трудности, с которыми он столкнулся за это время. За воинами, плохо знающими русский язык, закрепляются военнослужащие, хорошо владеющие им.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.