Многонациональный воинский колектив: вопросы и ответы (Методическое пособие для командиров и политработников подразделений), страница 7

Смена личного состава в подразделении всегда свя­зана с ломкой структуры внутриколлективных связей. Гаснут одни авторитеты, на их место приходят новые, складываются иные привязанности, симпатии, друже­ские отношения. Поэтому от правильного приема и распределения личного состава во многом зависит бу­дущая сплоченность воинского коллектива.

а) Каких правил целесообразно придерживаться при распределении личного состава по подразделе­ниям?

Необходимо поддерживать соотношение  воинов различных периодов службы, то есть укомплектовать подразделение таким образом, чтобы число воинов раз­личных периодов службы в количественном отноше­нии было примерно равным. Это диктуется прежде всего потребностями боеготовности. Кроме того, при таком подходе создаются более благоприятные соци­ально-психологические предпосылки для сплочения во­инского коллектива, вытекающие  из особенностей, обусловленных принадлежностью солдат и матросов к различным периодам службы.

Следует обеспечивать равномерное распределение по подразделениям военнослужащих различных нацио­нальностей. Многонациональный состав воинских кол­лективов позволяет солдатам, матросам на деле ощу­щать проявление интернационального единства, фор­мировать культуру межнационального общения, способствует более глубокому усвоению традиций, нра­вов, обычаев других народов нашей страны.

Там, где это требование нарушается, неизбежно обособление национальных микрогрупп воинов. Если своевременно не повлиять на направленность таких групп, лидерство в них могут захватить недостаточно дисциплинированные солдаты или матросы. Изучение показывает, что именно в таких обособленных микро-группах реанимируются различные националистиче­ские предрассудки, а под видом национальных тради­ций насаждаются негативные нормы, преследующие цель создать облегченные условия для службы пред­ставителям данной национальности. Попятно, что сво­ей деятельностью они подрывают интернациональное единство коллектива, мешают успешно решать зада­чи, стоящие перед подразделением.

Важно также педагогически правильно организо­вать прием молодых воинов. Многие из них могут прийти в подразделение с уже сформированными пси­хологическими установками на безропотное подчине­ние неуставным взаимоотношениям, иметь ложное понимание дружбы, товарищества. Плохое знание рус­ского языка может стать для отдельных воинов психо­логическим барьером. Поэтому командиру, политработ­нику, совместно с партийным и комсомольским акти­вом целесообразно в этот момент провести беседу, по­знакомить молодое пополнение с историей, лучшими традициями подразделения, части, корабля, предста­вить секретарей партийной и комсомольской организа­ций, рассказать о лучших людях коллектива. Полез­но, если командир, его заместитель по политчасти рас­скажут о себе, объяснят, в каком случае молодой сол­дат или матрос может к ним обратиться, если в этом возникнет необходимость.

Особое внимание начальники всех степеней уделя­ют размещению воинов строго по отделениям в соот­ветствии со штатно-боевым расписанием. При этом нельзя допускать, чтобы более удобные места оказа­лись у солдат или матросов старшего периода служ­бы. Осуществляется строгий контроль за соблюдени­ем очередности нарядов, особенно в выходные и праздничные дни, за соблюдением графика уборки поме­щения и территорий.

Буквально в первые же дни командиру подразде­ления следует побеседовать с каждым молодым солдатом или матросов, выяснить условия его жизни и вос­питания до призыва на службу, круг его друзей, инте­ресы, устремления, записать себе его домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей, адрес школы, где учился, либо предприятия, где работал. В последую­щем командир стремится, по возможности чаще, но не реже чем раз в неделю, индивидуально побеседовать с каждым молодым солдатом, матросом, выяснить его настроения, трудности, с которыми он столкнулся за это время. За воинами, плохо знающими русский язык, закрепляются военнослужащие, хорошо владе­ющие им.