а) Что значит учитывать национально-психологические особенности воинов при организации и проведении политических занятий?
Во-первых, следует равномерно укомплектовать учебные группы по национальному составу, по степени знания слушателями русского языка. Это способствует созданию равных по своему качеству учебных групп, позволяет поставить в одинаковое положение их руководителей и помощников, выработать единые методические установки на форму проведения политических занятий.
Во-вторых, желательно подобрать подготовленных и опытных руководителей, способных работать в многонациональных коллективах. Практика подтверждает, что проведение политических занятий в многонациональном воинском коллективе предъявляет повышенные требования не только к теоретической и методической подготовке руководителя, по и его личностным и моральным качествам. От пего требуется особый такт и терпение в разъяснении слушателям положений марксистско-ленинской теории п практики, способность простым и доходчивым языком говорить о сложных проблемах, доносить их содержание до со-зпапия каждого воина. Руководитель группы должен иметь особые душевные качества, чтобы расположить к себе военнослужащих разных национальностей, заинтересовать их, вызвать стремление как можно лучше усвоить материал.
В-третьих, важную роль играет подбор помощников руководителей групп политзанятий. Как правило, в многонациональной группе назначаются помощниками два-три наиболее подготовленных сержанта пли солдата из числа свободно владеющих навыками разговорной речи и чтения па русском языке. При необходимости количество помощников может быть и больше. Сфера влияния каждого из помощников охватывает одну определенную группу солдат, матросов. Это дает им возможность глубже узнать особенности своих подчиненных, уровень знания русского языка и соответственно проводить работу индивидуально. Конечно, помощники, сосредоточивая больше внимания па оказании помощи воинам, слабо знающим русский язык, не должны забывать и о подготовке других солдат, матросов. Они привлекают их для оказания помощи сослуживцам, дают им индивидуальные задания по подготовке товарищей к беседе по конкретной теме.
В-четвертых, определенной спецификой отличается подготовка руководителя группы политзанятий, его помощников и слушателей к политическим занятиям. руководитель должен особенно четко определить целевую установку занятия, тщательно продумать опорные, ключевые слова, смысловые конструкции и основные понятия для убедительного раскрытия содержания темы. Особенно внимательно он относится к подбору фактов, аргументов, наиболее убедительно раскрывающих суть вопроса. Руководитель продумывает, такие примеры привести из жизни подразделения, из истории части, как их проанализировать и преподнести, чтобы они убедили каждого воина, подвели его к правильным теоретическим выводам, легли в основу его поведения и деятельности.
Руководитель особенно тщательно распределяет теоретический материал, старается уйти от многословия, от обилия различных определений и категорий, располагает их логически взаимосвязанно с учетом сложности, глубины, достаточной аргументации. Особенно полезно применение в этом смысле опорных конспектов, в которых отражаются логические и смысловые взаимосвязи различных понятий темы, дается определенная сумма символов, помогающих проследить и понять их связи друг с другом. Оправдано проведение занятий методом школьного урока. Суть его в том, что руководитель в течение 10—15 минут разъясняет одно из важных положений темы, а потом закрепляет его с помощью беседы со слушателями. В этом случае у него есть возможность сразу же определить, насколько глубоко усвоено это положение, как оно понято. Он может кратко повторить содержание изучаемого вопроса и добиться его усвоения. После того как вопрос понят слушателями, руководитель переходит к рассмотрению следующей проблемы, логически взаимосвязанной с предыдущей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.