1. Метод исчисления себестоимости по видам продукции на основе общепризнанной базы распределения накладных расходов, где данные расходы предприятия учитываются на одном синтетическом счете, а в конце учетного периода производится их распределение по видам продукции на основе единой базы распределения. Преимущество этого метода – в незначительной затратности, главный недостаток – приводит к серьезным искажениям при определении реальной себестоимости различных видов продукции.
2. Метод распределения на уровне подразделений является более трудоемким по сравнению с предыдущим, но одновременно дает боле точную картину себестоимости отдельных видов продукции. При данном методе накладные расходы учитываются на уровне подразделений с открытием отдельных субсчетов для каждого подразделения. В конце учетного периода распределение накладных расходов по видам продукции производится для каждого субсчета отдельно. Нужно отметить, что полностью преодолеть искажение в списании накладных расходов не удается при применении данного метода.
К.В.Щиборщ [53] отмечает, что последовательность отнесения общепроизводственных расходов на тот или иной вид продукции зависит от выбранной базы распределения. В свою очередь, выбор базы распределения осуществляется по принципу максимально возможного соответствия динамики выбранной базы распределения и данной статьи общепроизводственных расходов. Если большая часть продукции предприятия является трудоёмкой, в качестве базы избраны количество трудо - часов по производству отдельных видов продукции (натуральный показатель) либо прямые расходы на оплату труда (стоимостной показатель). Для материало- и капиталоёмкой продукции в качестве баз распределения могут применяться машино-часы (натуральный показатель), величина прямых материальных затрат (стоимостной показатель) и другие.
По мнению Л.С.Симоненко [43] и Г.В.Зинкевич[14], наиболее экономически обоснованным является метод распределения накладных расходов пропорционально сумме прямой заработной платы с начислениями и амортизацией, учтённых в основных затратах производства. В данном случае учитывается не только трудоёмкость производства продукции, но и частичные затраты материальных средств, включаемые в себестоимость продукции через амортизацию и расходы по текущему ремонту техники. Но этот метод, на наш взгляд, имеет недостатки, главный из которых – отсутствие чёткого определения состава сельскохозяйственной техники, её амортизации на текущий ремонт в составе затрат на содержание основных средств.
Для распределении общепроизводственных расходов Р.А. Альбаров [1] предлагает за базу распределения принять уборочную площадь в растениеводстве и условное поголовье животных в животноводстве. Этот метод опирается на то, что как в растениеводстве, так и в животноводстве по каждой культуре и виду животных осуществляют научнообоснованные коэффициенты перевода физической площади и голов в условные.
На наш взгляд, данный метод облегчит труд учетных работников, однако не будет объективно отражать размер расходов.
Противоположную точку зрения высказывает А.И. Малышкин [28]. Распределение общепроизводственных расходов пропорционально посевной площади неточно. По его мнению, в распоряжении трудового коллектива, работающего как на обычном, так и на семейном подряде, могут быть и молодые неплодоносящие сады. Бригады, как правило, затрачивают больше времени на организацию работ в плодоносящих садах, чем в молодых неплодоносящих. В этих условиях распределение оплаты труда бригадиров и других общебригадных расходов пропорционально площади посадок приводит к удорожанию стоимости неплодоносящих садов.
Т.М.Мезенцева [29] предлагает за основу для распределения общехозяйственных расходов между отраслями брать сумму валовой продукции по ценам реализации. Такой показатель отражает объём производства продукции каждой отрасли независимо от особенностей технологического процесса и структуры затрат. Он соразмерим по стоимости продукции данной отрасли в сравнении с объём продукции других отраслей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.