Функциональный принцип предусматривает раздельный учет затрат предприятия по определенным видам деятельности (производственная, коммерческая, управленческая и т.д.). Все виды деятельности тесно связаны между собой и не могут существовать обособленно в рамках одного предприятия. В то же время существуют особенности формирования затрат в конкретных подразделениях, что находит отражение в степени их детализации в каждом выделенном центре учета и последовательности их обобщения по предприятию в целом. Основными критериями определения конкретных задач при формировании центров являются цели управления, система контроля затрат, специализация подразделений и величина их затрат.
Территориальный принцип, как правило, используется в сочетании с функциональным разделением затрат на предприятии и предполагает дополнительное формирование центра ответственности на базе территориально обособленного подразделения, которое в этом случае может учитывать как несколько функций, так и одну (например, филиалы или дочерние компании предприятия и территориальные склады).
Принцип сходства структуры затрат предполагает объединение в одном центре финансового учета объектов с одинаковыми калькуляциями и нормативами затрат (например, технологическое оборудование, определенные виды общих затрат и т.п.).
Принцип соответствия организационной структуре формируемых центров предусматривает возложение ответственности за финансовый учет на существующие структурные подразделения. В этом случае финансовый учет (затрат, доходов, прибыли) позволяет связать деятельность каждого подразделения с ответственностью конкретных лиц, оценить результаты каждого подразделения и определить их вклад в общие результаты деятельности предприятия.
Выбор того или иного принципа выделения центров ответственности зависит от особенностей деятельности предприятия и его организационной структуры. При этом необходимо учитывать определенные требования к выбору совокупности типов и количества центров ответственности с учетом стратегии развития конкретного предприятия и положительного опыта ведущих зарубежных фирм. При установлении задач и ответственности конкретного центра и их совокупности обязательно определение конкретных показателей для оценки деятельности (измерения объема и результатов) конкретных подразделений, предприятия в целом и видов деятельности, обеспечивающих его успех, а также формирование базы для распределения расходов при достижении этого успеха. Анализ конкретных показателей должен быть рациональным и не должен увеличивать трудоемкость учетных процедур. Желательно, чтобы для любого вида затрат (группы затрат) предприятия был определен соответствующий центр, в котором данные затраты являлись бы прямыми. При этом на центр необходимо относить только связанные с его работой затраты (прямые для этого центра). Не следует выделять на предприятии много центров ответственности (как правило, их может быть не более 5). При формировании центров учета необходимо также учитывать человеческий фактор и ключевую роль в обеспечении эффективности деятельности его руководителя.
При определении центров ответственности, прежде всего, принимают во внимание технологическую структуру предприятия, а затем рассматривают горизонтальное и вертикальное разделение труда при организации его деятельности. Это позволяет сочетать централизованное руководство предприятием с максимально возможной децентрализацией и инициативой руководителей структурных подразделений.
Основными предпосылками формирования и организации учета и управления через центры финансового учета (центры ответственности) являются: четкое разграничение затрат, зависящих от функции того или иного центра с учетом выделения трех элементов издержек — материальных, трудовых и общих издержек (накладных расходов); внедрение планирования прибыли и контроля расходов, а также наличие у центров полномочий по решению вопросов выпуска продукции и/или сопоставления выпуска продукции и затрат на ее производство.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.