1. Анализ состояния дебиторской задолженности за базовый период. С этой целью оценивается уровень и состав дебиторской задолженности по срокам ее возникновения, динамика изменения, обосновывается сумма эффекта от инвестирования средств в дебиторскую задолженность, рассматривается состав просроченной задолженности, определяется степень риска неплатежеспособности покупателей и выделяются безнадежные долги.
2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям. При этом определяются формы осуществления реализации в кредит, сроки, лимиты кредита и системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.
3. Определение суммы денежных средств, направляемых в дебиторскую задолженность с учетом планируемых объемов реализации в кредит, среднего периода предоставляемой отсрочки платежа по отдельным видам кредита, а также сложившегося срока просрочки платежей.
4. Установление стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита. Эти стандарты должны основываться на экспертизе информационной базы, оценке кредитоспособности покупателей, их группировке по критериям соблюдения платежной дисциплины, состоянию финансовой устойчивости, уровню и динамике платежеспособности и в соответствии с этими показателями дифференциация кредитных условий.
5. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности. Такая процедура предусматривает установление сроков и форм предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей, возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту, условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
6. Создание условий для применения на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности. Новые условия хозяйствования предоставляют достаточно широкие возможности по рефинансированию дебиторской задолженности в виде ускоренного перевода этих средств в другие формы оборотных активов: денежные средства, высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.
Значительную долю дебиторской задолженности на предприятиях составляют средства в товарах отгруженных. Высокий удельный вес неоплаченных счетов и других видов просроченной задолженности определяет необходимость принятия соответствующих решений на основе анализа факторов, способствующих росту данной составляющей ДЗ.
На величину ДЗ влияют:
· порядок выставления счетов покупателям;
· величина задержек в процессе оформления расчетов с клиентами;
· надежность клиентов;
· условия кредитования клиентов.
Выставление счета. Чтобы ускорить поступление средств, необходимо послать счет клиенту в момент обработки его заказа на складе, а не после отправки товара. Можно также выставлять счета за частично выполненную работу в данный период, а не ждать полного завершения работ. В любом случае счета за большие продажи нужно выставлять немедленно. Если продажи упали из-за сезонного фактора, то следует предложить клиентам отсрочку оплаты до конца сезона, чтобы стимулировать спрос.
При регулярных поставках продукции многим клиентам достаточно эффективным считается круговой способ, при котором счета клиентам выставляются в различные периоды времени по определенной схеме. Например, клиентам с фамилией (названием предприятия), начинающейся на букву «А», выставляются счета в первый день месяца, с фамилией (названием предприятия) на букву «Б» — во второй и т. д. Счета клиентам посылаются в течение 24 часов до окончания периода выставления. Такой способ способствует сглаживанию поступления средств.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.