Оборотные средства и эффективность их использования на предприятии ОАО "МПОВТ", страница 12

Сокращение задержек. В процессе управления ДЗ финансовый менеджер сталкивается с двумя типами задержек: при выставлении счетов и их почтовой пересылке. Задержка при выставлении счетов — это количество дней между поставкой товара клиенту и моментом высылки счета. Такие задержки зависят от принятых процедур выставления счетов и общей организации работы соответствующих служб. Совершенно очевидно, что счета должны высылаться своевременно. Задержка при пересылке — время между подготовкой счета и его получением клиентом. Данная задержка может быть уменьшена путем децентрализации процедур подготовки счета и его посылки, координации с графиком работы почты, использования экспресс-доставки, установки системы скидок при быстрой оплате.

Надежность клиента. До предоставления кредита необходимо внимательно изучи­ть финансовую отчетность клиента и заказать (составить) его рей­тинг соответствующему агентству. Следует избегать образования дебитор­ской задолженности клиентов, которые работают в отрасли или ре­гионе, испытывающем финансовые трудности, а также проявлять осторожность с клиентами, ведущими свой бизнес меньше года, так как около 50% предприятий разоряются в течение первых двух лет. Как правило, счета, выставленные на физических лиц, несут больший риск де­фолта, чем требования к предприятиям. Необходимо скорректиро­вать кредитные лимиты и ускорить получение денег в соответствии с изменением финансового состояния клиента, можно не отгру­жать товары или не оказывать услуги до момента оплаты, а также требовать залог, величина которого должна быть не меньше стоимо­сти сделки. В случае необходимости можно воспользоваться услуга­ми агентств, специализирующихся на работе с «плохой» дебиторс­кой задолженностью.

Можно сгруппировать счета по времени их выставления, чтобы выявить клиентов, просрочивших платеж, и взимать пеню с суммы просрочки. Рекомендуется вести учет просроченным счетам для сравнения их с соответствующими периодами прошлых лет, данны­ми по отрасли и конкурентам. Это дает возможность для формирования отчета о поте­рях от плохих кредитов, а также учитывать суммарные потери по различ­ным клиентам, при различных условиях продаж и в зависимости от сумм счетов, а затем суммировать их по отделам, видам продукции и типам клиентов (например, по отраслям экономики). Потери от плохих кредитов обычно выше у мелких фирм.

Можно застраховать кредитный риск. Прини­мая решение о страховании, необходимо оценить ожидаемые поте­ри от плохих кредитов, способность предприятия покрыть убытки и стоимость страхования.

В целях ускорения поступления средств можно продать дебиторскую задолженность (применить факторинг). Предприятие использует факторинг, когда выгода от него в итоге превыша­ет текущие потери. Однако необходимо помнить, что в процессе проведения факторинговой операции может быть раскрыта конфи­денциальная информация.

При оценке платежеспособности клиента следует учитывать такие факторы, как честность, финансовая устойчивость и залог. Состояние клиента можно оценить с помощью различных количе­ственных методик, таких как регрессионный анализ, оценивающий величину изменения зависимой переменной при изменении основ­ного параметра. Такая методика особенно полезна при оценке боль­шого числа небольших клиентов, когда необходимо соответственно распределить потери от «плохих» кредитов, при неизменной кредит­ной политике.

Кредитная политика. Предоставляя товарный кредит, необходимо учитывать конкурентную среду и текущие экономические усло­вия. Во время спада  условия предоставления кредита следует смягчать с целью привлечения дополнительных клиентов. Например, предпри­ятие может предоставить скидку при оплате наличными даже пос­ле истечения льготного периода. С другой стороны, в условиях де­фицита можно ужесточить кредитную политику, потому что продавец в таком случае имеет преимущество.