Сокращение задержек. В процессе управления ДЗ финансовый менеджер сталкивается с двумя типами задержек: при выставлении счетов и их почтовой пересылке. Задержка при выставлении счетов — это количество дней между поставкой товара клиенту и моментом высылки счета. Такие задержки зависят от принятых процедур выставления счетов и общей организации работы соответствующих служб. Совершенно очевидно, что счета должны высылаться своевременно. Задержка при пересылке — время между подготовкой счета и его получением клиентом. Данная задержка может быть уменьшена путем децентрализации процедур подготовки счета и его посылки, координации с графиком работы почты, использования экспресс-доставки, установки системы скидок при быстрой оплате.
Надежность клиента. До предоставления кредита необходимо внимательно изучить финансовую отчетность клиента и заказать (составить) его рейтинг соответствующему агентству. Следует избегать образования дебиторской задолженности клиентов, которые работают в отрасли или регионе, испытывающем финансовые трудности, а также проявлять осторожность с клиентами, ведущими свой бизнес меньше года, так как около 50% предприятий разоряются в течение первых двух лет. Как правило, счета, выставленные на физических лиц, несут больший риск дефолта, чем требования к предприятиям. Необходимо скорректировать кредитные лимиты и ускорить получение денег в соответствии с изменением финансового состояния клиента, можно не отгружать товары или не оказывать услуги до момента оплаты, а также требовать залог, величина которого должна быть не меньше стоимости сделки. В случае необходимости можно воспользоваться услугами агентств, специализирующихся на работе с «плохой» дебиторской задолженностью.
Можно сгруппировать счета по времени их выставления, чтобы выявить клиентов, просрочивших платеж, и взимать пеню с суммы просрочки. Рекомендуется вести учет просроченным счетам для сравнения их с соответствующими периодами прошлых лет, данными по отрасли и конкурентам. Это дает возможность для формирования отчета о потерях от плохих кредитов, а также учитывать суммарные потери по различным клиентам, при различных условиях продаж и в зависимости от сумм счетов, а затем суммировать их по отделам, видам продукции и типам клиентов (например, по отраслям экономики). Потери от плохих кредитов обычно выше у мелких фирм.
Можно застраховать кредитный риск. Принимая решение о страховании, необходимо оценить ожидаемые потери от плохих кредитов, способность предприятия покрыть убытки и стоимость страхования.
В целях ускорения поступления средств можно продать дебиторскую задолженность (применить факторинг). Предприятие использует факторинг, когда выгода от него в итоге превышает текущие потери. Однако необходимо помнить, что в процессе проведения факторинговой операции может быть раскрыта конфиденциальная информация.
При оценке платежеспособности клиента следует учитывать такие факторы, как честность, финансовая устойчивость и залог. Состояние клиента можно оценить с помощью различных количественных методик, таких как регрессионный анализ, оценивающий величину изменения зависимой переменной при изменении основного параметра. Такая методика особенно полезна при оценке большого числа небольших клиентов, когда необходимо соответственно распределить потери от «плохих» кредитов, при неизменной кредитной политике.
Кредитная политика. Предоставляя товарный кредит, необходимо учитывать конкурентную среду и текущие экономические условия. Во время спада условия предоставления кредита следует смягчать с целью привлечения дополнительных клиентов. Например, предприятие может предоставить скидку при оплате наличными даже после истечения льготного периода. С другой стороны, в условиях дефицита можно ужесточить кредитную политику, потому что продавец в таком случае имеет преимущество.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.