Выработка условий предоставления кредитов клиентам является ключевым моментом в управлении ДЗ, поскольку оказывает влияние на объемы продаж и поступлений денежных средств. Например, предоставление больших отсрочек оплаты товара или скидок, скорее всего, приведет к увеличению объема продаж. При оценке возможности предоставления клиенту скидки за досрочную оплату счетов, финансовый менеджер должен сравнить дополнительный доход, который можно получить от размещения полученных средств на денежном рынке с размером скидки.
Условия кредитования напрямую влияют на издержки и дополнительные доходы, связанные с дебиторской задолженностью. Если установлены жесткие условия получения кредита, то предприятие будет иметь меньший объем дебиторской задолженности, меньше убытков от «плохих» долгов, но одновременно, вероятно, меньший объем продаж и полученных доходов, а также вызовет недовольство клиентов. С другой стороны, при «мягкой» кредитной политике предприятие увеличивает объем продаж и валовой доход, но несет повышенный риск неплатежей и высокие альтернативные издержки из-за «замораживания» средств.
Условия оплаты могут быть смягчены, если необходимо избавиться от избыточных или ненужных запасов либо если производится сезонный товар, продажи которого максимальны в определенный период. Если продукт является скоропортящимся, необходимо установить короткий период оплаты либо требовать оплату по поставке.
Для того чтобы решить, предоставлять ли кредиты мелким клиентам предприятия, необходимо сравнить доход от дополнительных продаж с дополнительными издержками по ДЗ. Если предприятие не работает на полную мощность, то дополнительные продажи будут приносить прибыль, так как постоянные издержки не изменяются. Предприятие может принимать решение о предоставлении кредита клиентам только в случае, если это приводит к получению чистого дополнительного дохода.
Оценка состояния дебиторской задолженности. Важным показателем такой оценки является оборачиваемость ДЗ. Она свидетельствует о степени возврата задолженности, ее ликвидности. Определяется показатель оборачиваемости по числу оборотов средств в ДЗ или длительности одного оборота следующим образом:
Кдз =, (10)
Тдз = , (11)
где Кдз – число оборотов дебиторской задолженности;
ОП – продукция отгруженная в отпускных ценах;
ДЗ – средняя сумма дебиторской задолженности;
Тдз – длительность оборота дебиторской задолженности в днях;
Д – количество дней в анализируемом периоде.
Сравнение фактической оборачиваемости ДЗ с аналогичными показателями других субъектов хозяйствования в отрасли позволяет оценить конкурентные преимущества данного предприятия в области финансового управления. Анализ показателей оборачиваемости ДЗ на предприятии за ряд лет или других временных периодов позволяет оценить эффективность финансового управления в целом, и дебиторской задолженностью в частности.
Дополнительные издержки по ДЗ возникают в связи с возможным увеличением «плохой» задолженности и «замораживанием» средств на определенный период. Потери от «плохой» задолженности учитываются в процентах к стоимости дополнительного объема продаж (обычно эта величина составляет 5-10%). Процедура оценки включает два шага: определение дополнительного объема продаж с учетом цены со скидкой и определение потерь от «плохой» ДЗ в денежном выражении (с учетом принятого процента от общего объема дополнительных продаж).
Для оперативного контроля дебиторской задолженности предприятие может использовать среднюю величину инвестиций в дебиторскую задолженность, определяемую путем умножения объема средней дебиторской задолженности на коэффициент себестоимости/цены.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.