Сера в твердом топливе содержится в трех видах: органическая , колчеданная и сульфатная (в виде FeSO4, MgSO4, CaSO4 и т. п.). Органическая и колчеданная сера составляют так называемую горючую летучую серу , которая при сгорании 1 кг серы выделяет 10475 Дж теплоты. Сульфатная сера в горении не участвует и попадает в шлак.
Наличие серы в топливе нежелательно, даже вредно, так как при ее сгорании образуется сернистый ангидрид, взаимодействующий с водяными парами с образованием серной кислоты, вызывающей сернокислотную коррозию хвостовых поверхностей котла и отрицательно воздействующей на живые организмы и растительность.
Зола непосредственно в топливе не содержится, а образуется при его сгорании из содержащихся в нем минеральных примесей. Количественной характеристикой минеральных примесей в топливе является зольность (, %), которую определяют лабораторным путем по весу остатка от сжигания 1 г топлива.
Зола является нежелательным продуктом, так как, оседая на поверхности нагрева котлоагрегата, ухудшает передачу теплоты, вследствие чего снижается КПД котлоагрегата, а также затрудняется эксплуатация котельной установки.
Характеристика золы определяется ее химическим составом и температурой плавления минеральной части. Зола, имеющая температуру начала жидкоплавкого состояния менее 1200 °С, называется легкоплавкой, от 1200 °С до 1425 °С - среднеплавкой, а выше 1425 °С - тугоплавкой.
Влага, содержащаяся в топливе, также является нежелательным балластом, так как она уменьшает долю горючих частей в единице массы или объема топлива.
Влага не только ухудшает качество топлива, но и, превращаясь при горении в пар, отнимает часть теплоты сгоревшего топлива, которая теряется с уходящими газами.
Влагу, содержащуюся в топливе, принято разделять на внешнюю и гигроскопическую.
Если из топлива удалить внешнюю и гигроскопическую влагу (путем нагрева топлива до 105 °С), то останется масса топлива, называемая сухой. Состав ее также задается в процентах:
.
Если известен рабочий состав топлива, то нетрудно определить и состав сухой массы. Например, для углерода формула для пересчета будет выглядеть следующим образом:
.
Иногда состав топлива задают без учета золы и влаги, называя его составом горючей массы, хотя входящие в этот состав О и N являются негорючими элементами.
Состав горючей массы топлива, %, можно записать в виде:
.
Пересчет элементарного состава одной массы топлива на другую производится при помощи коэффициентов, значения которых приведены в табл. 4.1.
Таблица 4.1
Коэффициенты пересчета элементарного состава массы топлива
Заданная масса топлива |
Искомая масса топлива |
||
рабочая |
сухая |
горючая |
|
Рабочая |
1 |
||
Сухая |
1 |
||
Горючая |
1 |
При нагреве твердого топлива без доступа воздуха до высокой температуры оно распадается на летучие вещества и твердый остаток – кокс (состоящий из углерода и золы). Выход летучих в процентах на сухое беззольное состояние определяется путем прокаливания 1 г топлива в закрытом тигле при температуре 850 ± 10 °С в течение 7 минут.
Выход летучих обозначают . Его величина имеет существенное значение при проектировании и эксплуатации топочных устройств.
Чем больше выход летучих, тем легче зажечь топливо и поддерживать устойчивое горение. Большой выход летучих (85 – 90 %) определяет хорошую горючесть древесины, в то время как у антрацитов выход летучих низок (3 – 4 %).
Важнейшей характеристикой топлива служит его теплота сгорания, под которой понимается количество теплоты, выделяющееся при полном сгорании единицы массы (кДж/кг) или объема (кДж/м3) топлива.
При сгорании топлива содержащаяся в нем влага переходит в газообразное состояние – водяной пар, на что тратится часть теплоты, выделившейся при горении топлива. В зависимости от того, в каком состоянии – жидком или газообразном – находится вода в продуктах сгорания после их охлаждения, различают теплоту сгорания высшую и низшую .
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.