Общая характеристика котельного агрегата, котельной установки. Элементы, входящие в состав котельного агрегата. Тракты котла. Состав и параметры продуктов сгорания. Тепловой баланс котла, страница 16

Значение  составляет от 0,3 до 3,5 % и уменьшается с увеличением мощности котла (от 3,5 % для котлов производительностью 2 т/ч до 0,3 % для котлов производительностью более 300 т/ч).

Потеря с физической теплотой шлаков  возникает потому, что при сжигании твердого топлива удаляемый из топки шлак имеет высокую температуру: при твердом шлакоудалении  =  600 °С, при жидком - = 1400 - 1600 °С.

Потери теплоты с физическим теплом шлаков, %, определяются по формуле:

,

где  - доля шлакоулавливания в топочной камере;  - энтальпия шлака, кДж/кг.

При слоевом сжигании топлив, а также при камерном сжигании с жидким шлакоудалением  = 1 – 2 % и выше.

При камерном сжигании топлива с твердым шлакоудалении потеря учитывается только для многозольных топлив при  > 2,5 %∙кг/МДж.

КПД котельного агрегата (брутто и нетто).

КПД котельного агрегата называется отношение полезной теплоты, пошедшей на выработку пара (горячей воды), к располагаемой теплоте (теплоте, поступившей в котельный агрегат). Не вся полезная теплота, выработанная котлом, направляется потребителям, часть ее расходуется на собственные нужды (привод насосов, тягодутьевых устройств, расходы теплоты на подогрев воды вне котла, ее деаэрации и др.). В связи с этим различают КПД агрегата по выработанной теплоте (КПД брутто) и КПД агрегата по теплоте, отпущенной потребителю (КПД нетто).

КПД котла (брутто), %, может быть определен по уравнению прямого баланса

,

или уравнению обратного баланса

.

КПД котла (нетто), %, по обратному балансу определяется как

,

где  - относительный расход энергии на собственные нужды, %.

Тема 6. Слоевые топочные устройства для сжигания топлива в плотном и кипящем (псевдоожиженном) слое

Топки для сжигания топлива в плотном слое: принцип действия, область применения, достоинства и недостатки. Классификация топок для сжигания топлива в плотном слое (немеханизированные, полумеханические, механические). Забрасыватели топлива. Механические топки с движущимися колосниковыми решетками: принцип действия, область применения, разновидности. Слоевые топочные устройства для сжигания топлива в кипящем  слое: принцип действия, область применения, достоинства и недостатки.

Слоевые топочные устройства для сжигания топлива в плотном слое.

Слоевые топки, предназначенные для сжигания твердого кускового топлива (размером от 20 – 30 мм), просты в эксплуатации и не требуют сложной дорогостоящей системы топливоприготовления.

Но так как процесс сжигания топлива в плотном слое характеризуется невысокой скоростью горения, инерционностью (и, следовательно, его сложно автоматизировать), пониженной экономичностью (сжигание топлива происходит с большими потерями от механического и химического недожога) и надежностью, то слоевое сжигание экономически целесообразно применять для котлов паропроизводительностью до 35 т/ч.

Слоевые топки применяются для сжигания антрацитов, каменных углей с умеренной спекаемостью (длиннопламенных, газовых, тощих), бурых углей с небольшой влажностью и зольностью, а также кускового торфа.

Классификация слоевых топок.

Обслуживание топки, в которой топливо сжигается в слое, сводится к следующим основным операциям: подача топлива в топку; шурование (перемешивание) слоя топлива с целью улучшения условий подвода окислителя; удаление из топки шлака.

В зависимости от степени механизации указанных операций слоевые топочные устройства можно разделить на немеханизированные (все три операции выполняются вручную); полумеханические (механизированы одна или две операции); механические (механизированы все три операции).

Немеханизированные слоевые топки представляют собой топки с ручной периодической подачей топлива на неподвижную колосниковую решетку и ручным периодическим удалением шлака.

Полумеханические топочные устройства отличаются механизацией процесса подачи топлива на решетку с применением различных забрасывателей, а также использованием специальных шлакоснимателей и поворотных или качающихся колосников.