Образовательная мультимедиа-среда, способствующая самоопределению старшеклассника. Характеристика возраста в свете различных психологических концепций, страница 9

Еще одна существенная особенность социально-культурной ситуации, в которой происходит формирование жизненных планов российских подростков, - это конфликт образов жизни. Эта ситуация во многом задается средствами массовой информации, которые транслируют образы жизни, характерные в основном для западного, американского общества. При этом у подростков формируются представления об определенном молодежном жизненном стандарте, который определяется через соответствующие нормы потребления, выраженные в одежде, в дорогостоящих формах отдыха, развлечений и т.д. В российской же действительности данные нормы жизни могут быть реализованы лишь очень узкой группой молодежи, в то время как для подавляющего большинства молодых людей они становятся абсолютно недостижимыми.

Социальная динамичность российского общества и культурное разнообразие, выражаемое в одновременном сосуществовании и конкурировании различных по типу культур и социальных стилей жизни, ставит молодого человека перед необходимостью осознанного личностного выбора и жизненного самоопределения.

Это означает, что в обществе должны возникать различные социальные и образовательные формы, обеспечивающие поисковую активность подростков, направленную на построение жизненных перспектив и оформление представлений о личных возможностях и ограничениях

Но многие школы до сих пор еще ориентированы на формирование исполнительно-репродуктивных функций человека, подавление его инициативно-предпринимательской активности и не способны обеспечить необходимую в данном социокультурном контексте программу развития, как отдельного человека, так и общества в целом. Успешно окончивший школу молодой человек, может обладать значительными знаниями в отдельных предметных областях, но быть абсолютно беспомощным в социальном смысле, не иметь оформленных жизненных планов, не ориентироваться в окружающей его социально-экономической действительности города, региона, страны.

Ко всему выше перечисленному нужно добавить, что данные условия осложняют не только личностное самоопределение подростка, но и его профессиональный выбор, через который начинают обнаруживать себя и более сложные формы выбора (например, выбор жизненного стиля).

За последние 15-20 лет в России произошли значительные изменения в структуре профессиональных деятельностей, изменилась престижность многих профессий, изменилось содержание даже давно существующих профессий. Профессии, имевшие в 1980-х годы приоритет, спустились с вершины иерархии: это, прежде всего, ученые и инженеры различного профиля. Появились новые виды деятельности – это профессии, связанные с финансами, бизнесом и информатикой [8].

Профессиональный выбор молодого человека затрудняется и тем, что на данный момент исчезли многие из существовавших прежде источников информации о мире профессий – остановились фабрики и заводы, на которые проводились экскурсии, исчезли передовики производства, и, соответственно, встречи с ними, родители  многих детей также сменили за последние годы свои профессии и не могут ничего о них рассказывать. На Телевиденье почти  перестали показывать и фильмы и телепередачи на производственную тематику. Между тем в исследованиях обнаружена удивительная неосведомленность старшеклассников о мире профессий вообще, о конкретном содержании даже известных им видов профессиональной деятельности [19].

В итоге мы имеем то, что многие старшеклассники психологические не готовы  к самоопределению ко времени окончания средней школы, но выбор свой им так или иначе приходиться делать.


2.1. Существующие концепции самоопределения

Практически стало общепринятым рассматривать личностное самоопределение как основное психологическое новообразование раннего юношеского возраста, поскольку именно в самоопределении заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни юношей и девушек, в требованиях к каждому из них.