Образовательная мультимедиа-среда, способствующая самоопределению старшеклассника. Характеристика возраста в свете различных психологических концепций, страница 15

8.  обеспеченность будущих целей средствами их достижения;

9.  умение планировать свою жизнь на достаточно долгий промежуток времени.

Мы можем предположить, что при эмпирической проверке  данных параметров, обнаружатся следующие взаимосвязи между ними:

1.  Активное участие подростка в различных видах деятельности обеспечивает творческий характер его самореализации.

2.  Устойчивый профессиональный выбор подростка, возможно, говорит о том, что у него есть свои требования и ожидания от выбранной профессии (профессиональной области). 

3.  Будущее будет эмоционально привлекательно для подростка, если у него есть план собственной жизни на достаточно долгий промежуток времени и цели, которые он ставит перед собой, обеспечены средствами их достижения.


ГЛАВА 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МУЛЬТИМЕДИА-СРЕДА, СПОСОБСТВУЮЩАЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКА

Психолого-педагогическая помощь и поддержка подростка в процессе самоопределения относиться к профориентационному аспекту деятельности психолога или социального педагога.

Главная цель профоринтеции - постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного) [31].

Основные группы методов профориентации составляют:

Информационно-справочные, просветительские методы: профессиограммы — краткие описания профессий; справочная литература; информационно-посиковые системы; встречи школьников со специалистами; познавательные и просветительские лекции; учебные фильмы и видеофильмы и т.п.

Методы профессиональной психодиагностики: беседы-интервью закрытого типа; открытые беседы-интервью; опросники профессиональной мотивации; опросники профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, наблюдение, сбор косвенной информации, использование различных игровых и тренинговых ситуаций и т.д.

Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов: группы общения,  тренинга общения, профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга; различные положительные примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант и т.п.

Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения: построение цепочки основных ходов, построение системы различных вариантов действий клиента для достижения цели, использование различных схем альтернативного выбора [19].

Данные методы могут реализовываться в следующих формах профориентации:

·  индивидуальное консультирование и диагностика (работ с каждым учеником отдельно);

·  тренинги, с использованием профориентационные игр и упражнений (работа с группой);

·  дистанционные образовательные программы, олимпиады, курсы (работа с группой и в тоже время с каждым индивидуально).

В данной работе мы подробней рассмотрим последнюю форму, т.к. она может включать в себя две предыдущие формы и обеспечивает как массовый, так и индивидуальный характер образования. В пользу выбора данной формы профориентационной работы также говорит тот факт, что большинство подростков сегодня называют Интернет и компьютер своим основным увлечением и проводят за ним в среднем по 1-2 часов в день. Современные информационные технологии - это огромный ресурс, который можно и нужно использовать в образовательных целях.

1. Условия образовательной среды, способствующей самоопределению старшеклассника

Изучив психологическое содержание и структурные компоненты самоопределения, мы предположили несколько гипотез (см. Выводы по первой главе) и решили их проверить эмпирическим путем.