Образовательная мультимедиа-среда, способствующая самоопределению старшеклассника. Характеристика возраста в свете различных психологических концепций, страница 26

Социальная ситуация в данный момент в нашей стране достаточно специфична. С одной стороны, в силу  эпохи постиндустриального общества, огромное количество информации, новые технологии организации деятельности и пространства, с другой стороны -  многообразие жизненных ориентиров и ценностей, предоставление свободы выбора из множества равноправных альтернатив, что усложняет успешное самоопределения старшеклассника. В период времени, когда молодой человек стоит перед необходимостью решения вопросов самоопределения, ему нужна постоянная психолого-педагогическая поддержка. К сожалению, у школьного психолога или социального педагога не всегда хватает времени для индивидуальной работы с каждым учеником и решения его проблем в самоопределении.

Именно поэтому в данной работе мы попытались, понять, насколько возможно использовать новые информационные технологии, а именно мультимедиа и Интернет для создания образовательной среды, способствующей становлению самоопределения старшеклассника.

Опираясь на теоретическую модель самоопределения М.Р. Гинзбурга [6,7], мы вывели, каким условиям образовательной среды должен отвечать электронный образовательный ресурс, чтобы в полной мере способствовать самоопределению старшеклассника. Мы оценили, соблюдаются ли выделенные нами условия в существующих образовательных Интернет-ресурсах, т.е. то, насколько эффективно они могут влиять на процесс формирования самоопределения старшеклассника. Для этого мы разработали ряд специальных критериев, с помощью которых провели анализ нескольких образовательных Интернет-ресурсов. Мы выяснили, что существующие в Интернете на сегодняшний день образовательные программы и курсы влияют лишь на определенные компоненты самоопределения. Из этого вытекает необходимость создания такого электронного образовательного ресурса, который бы был направлен на развитие процесса самоопределения в целом (а не отдельных его компонентов).

Нами была предпринята попытка создания такого электронного образовательного ресурса. Мы разработали общие идеи и принципы работы данного ресурса и две технологии их реализации. Первая технология представляет собой электронный практикум по самоопределению с вводным и заключительным занятиями «реального» педагог с «реальной» аудиторией. Данный практикум можно использовать в качестве школьного курса по профорирентации.   Вторая технология - образовательный портал «Земля – наш общий дом», где отсутствие «живого» взаимодействие с преподавателем компенсируется за счет тех возможностей, которые предоставляет Интернет и максимального использования мультимедиа технологий. Эту технологию мы рекомендуем использовать в центрах дополнительного образования и профориентации.

Электронный практикум по самоопределению недавно прошел апробацию на базе школы №84 г. Красноярска и доказал свою эффективность. Также разработаны методические рекомендации по созданию образовательного портала «Земля - наш общий дом». В будущем при наличии команды специалистов (аниматоров, программистов и т.д.) мы собираемся данные теоретические разработки воплотить в жизнь. 


ЛИТЕРАТУРА

1.  Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности /К.А. Абульханова-Славская.- М.-1989 – 243 с.

2.  Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе /Л.И. Божович // Вопросы психологии.- 1979. - №4.- С. 23 – 24

3.  Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов/ Н.В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб: Питер, 2000. ¾ 304 с.

4.  Выготский, Л. С. Педология подротска/ Л.С. Выготский.- М.: 1980. -  122 с.

5.  Генисаретский, О.И. Культурно-антропологическая перспектива //. –М: Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. - 1995. – 203 с.

6.   Гинзбург,  М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема /М.Р. Гинзбург// Вопросы психологии.- 1988. - №2.- С. 65-73

7.  Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения /М.Р. Гинзбург// Вопросы психологии. -1994. - №3.- С. 43 – 52