Образовательная мультимедиа-среда, способствующая самоопределению старшеклассника. Характеристика возраста в свете различных психологических концепций, страница 17

Взаимодействие и развитие субъектов образовательной среды происходит за счет использования определенных средств и технологий. В нашем случае такими технологиями является мультимедиа технологии, а средством - мультимедиа программное средство (мультимедиа-продукт).

Мультимедиа – это комплекс аппаратных и программных средств компьютера, позволяющих объединять информацию, представленную в различных формах (текст, звук, графика, анимация), и работать с ней в интерактивном режиме [34].

Мультимедиа технологии – система компьютерных информационных технологий, которые используются для реализации идеи объединения разнородной информации в единой компьютерной информационной среде [35].

Мультмедиа-продукт, мультимедиа программное средство – программный продукт (средство), в котором объединены различные виды информации и обеспечен пользователю интерактивный режим работы [34].

Таким образом,  образовательную мультимедиа-среду мы можем определить как специально созданное дидактическое программное средство развития, саморазвития  субъектов образования, предъявляющее образовательное содержание в интерактивной форме с помощью различных видов информации.

Характерными признаки мультимедиа-среды являются:

·  в ней  объединена информация, представленной в различных формах;

·  режим работы с информацией носит интерактивный характер;

·  для конструирования данной среды и работы в ней используются особые аппаратные средства [34].

Существует 4 модели образовательной мультимедиа-среды:

Модель 1. Использование линейных приложений. Эти приложения мультимедиа имеют линейную структуру, представленную содержанием, которое последовательно ведет обучающихся через мультимедиа-приложения. Учащиеся могут управлять приложением только на уровне выбора раздела изучения. Они могут двигаться вперед или назад по приложению, но не могут изменять содержание.

Модель 2. Использование нелинейных приложений.В эту группу входят приложения, основанные на гипертексте. Учащиеся могут искать информацию в соответствии со своими задачами и проблемами. Мультимедиа-приложения данного типа позволяют интегрировать в содержание различные типы информации, такие как текстовый материал, звук, музыка и т.д.

Модель 3. Управляемое открытие. Эта модель приложения позволяет обучаемым проводить исследования. Преодолевая различные трудности, исследовать проблемы, структурировать последовательность задач. Образовательное содержание реализуется за счет элементов игры или интерактивной среды. В приложении может осуществляться поддержка различных игровых стратегий.

Модель 4. Разработка мультимедиа продуктов. В данной модели сам учащийся  является проектировщиком разработчиком или автором приложения мультимедиа. Мультимедиа здесь служит для представления знаний или как инструмент презентации [34].

Электронные образовательные ресурсы (мультимедийные средства обучения) с помощью богатого справочного и иллюстративного материал (текст, графика, анимация, звуковые и видеоэлементы) задействуют различные каналы восприятия информации, что  позволяет оптимизировать образовательный процесс. Особенно актуальны  мультимедиа технологии в дистанционном образовании, где реализуется возможность получения качественного образования независимо от своего места нахождения

Под дистанционным образованием (обучением) понимается «обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты и объекты образования, имея пространственную и временную удаленность, участвуют в учебном процессе, который направлен на создание образовательных продуктов и соответствующих внутренних приращений субъектов образования» [41].

Исторически дистанционное образование  прошло через следующие этапы:

1.  Использование одной технологии и отсутствие непосредственного взаимодействия между преподавателем и студентом.

2.  Интегрирование различных технологий, упор на односторонний поток информации и на самообучение; использование тьютора для взаимодействия со студентами.