Образовательная мультимедиа-среда, способствующая самоопределению старшеклассника. Характеристика возраста в свете различных психологических концепций, страница 24

Другим вариантом формирования самоопределения с помощью современных информационных технологий является создание на основе выдвинутых нами принципов образовательного сайта или портала по самоопределению. Мы условно назвали его «Земля – наш общий дом». Портал является, с одной стороны, вариантом развития, усовершенствования электронного практикума по самоопределению, с другой, самостоятельным образовательным продуктом, в котором электронный практикум по самоопределению является одной из составных частей.

Портал состоит из трех главных смысловых блоков, относительно независимых, но в тоже время взаимодополняющих друг друга. Мы условно назвали эти блоки  «Территория», «Я» и «Будущее». Чтобы самоопределения подростка было успешным, он, во-первых, должен узнать свой внутренний мир, свои особенности, возможности, оформить свою ценностную систему (блок «Я»); во-вторых, знать и понимать, как развивается в данный момент территория, на которой он проживает, что происходить в социуме, культуре (блок «Территория»); в-третьих, исходя из материалов из блоков «Я» и «Территория», собственных идей, старшеклассник должен уметь прогнозировать и проектировать возможные варианты будущего развития себя и своей территории (блок «Будущее) (рис.2).

Рис. 2. Смысловые блоки портала «Земля - наш общий дом»

Каждое направление (плоскость) – это свой особый мир, своя среда, ориентироваться в которой ученикам будет помогать свой герой, разработанный самими подростками. В плоскости «Я» - это собирательный образ подростка, в «Территории» -  Профессор Брайен (от Brain - мозг), в «Будущем» -   Разумный гуманоид Элиен (от Alien - внеземной).

Выполнение условий для успешного формирования самоопределение и учет возрастных особенностей старшеклассников в рамках данной образовательной среды будет происходить за счет использования следующих педагогических  инновационных технологии:

·  профориентационных игр;

·  психологических on-line тестов;

·  ситуационных заданий;

·  виртуальных социальных проб различных профессий, стилей жизни, имиджа, поведения;

·  работы с материалом портала и другими источниками информации, аналитическими и статистическими материалами по обсуждаемым проблемам;

·  дискуссий на форуме с участием политиков, ученых, бизнесменов;

·  исследовательский практикумов («виртуальные экспедиции» – поиск информации в Интернет, работа с информационно-аналитическими материалом, подготовка аналитических записок и отчетов);

·  самостоятельной работы по подготовке и реализации различных исследовательских, социальных и управленческих проектов и прожектов;

·  подготовки аналитических записок, оформления результатов анализа, подготовки электронных презентаций;

·  написания индивидуальных эссе по различным темам, оформления рефлексивных отчетов;

·  коллективно-групповой работы над проблемно-креативными заданиями.

Главной образовательной формой в данной программе будет являться аналитическая и проектная работа, т.к. при этом ученик начинает занимать «взрослую позицию» аналитика, исследователя, проектировщика. Осваивая эти позиции, ученик начинает думать и действовать как аналитик, исследователь, проектировщик. Важно, что в этой позиции ученик оказывается равным взрослым, тем самым разрешается кризис взрослости.

Старшеклассники, моделируя работу аналитика и проектировщика, выполняют следующие виды деятельности:

·  проводят исследования;

·  осваивают методы анализа статистических данных и подготовки аналитических докладов;

·  осваивают методы интерпретации аналитической информации;

·  проводят социально-экономические прогнозные оценки и расчеты;

·  анализируют (экспертируют) существующие концепции и стратегии развития  предприятий, городов и районов;

·  разрабатывают молодежные варианты стратегий развития городов и территорий;

·  анализируют социально-экономическую, культурную ситуацию своей школы, класса;