Образовательная мультимедиа-среда, способствующая самоопределению старшеклассника. Характеристика возраста в свете различных психологических концепций, страница 8

6.  Развитие временной перспективы планов и построение программы собственной жизни.

Выше перечисленные задачи имеют непосредственное отношение к проблеме самоопределения подростка как личности, как члена общества, как будущего специалиста.

2. Проблема самоопределения современных подростков

Развитие человека, формирование его личности, его деятельности и характер социализации во многом зависят от того, в каком обществе он живет и какие процессы в нем (обществе) происходят. Это в свою очередь определяется сложившейся исторически социально-экономической ситуацией в определенной стране. В связи с этим, на наш взгляд, рассмотрение вопроса самоопределения подростков уместно начать с определения социальной ситуации, сложившийся в нашей стране на данный момент времени.

Американский антрополог Маргарет Мид, исследовавшая особенности передачи культуры от одного поколения к другому, выделила в различных исторических ситуациях у разных народов мира три предельных случая такой передачи, которые она обозначила как три типа культуры: постфигуративную, кофигуративную и префигуративную [20]. По нашему мнению, те изменения и процессы, которые на сегодняшний день происходят в России, позволяют отнести ее к странам, в которых преобладает постфигуративная культура.

Для постфигуративной культуры характерна очень высокая динамика социальных процессов, во время жизни одного поколения исчезают старые и появляются новые виды деятельности и профессий, меняются ценностные ориентиры и уклады жизни. При этом новые ценности могут параллельно сосуществовать со старыми, родители могут не понимать своих детей  и взрослые вынуждены учиться новым видам деятельности у подрастающего поколения. В таких обществах высокую ценность приобретают различные формы поисковой активности человека, его способность отказываться от старых, неадекватных форм знаний, мышления и жизненного опыта и начинать выстраивать новые. Основными социальными нормативно-регулирующими единицами в таком обществе становятся образы будущего, инициирующие и задающие ориентиры и направленности для разворачивания активности подрастающего поколения [12].

Российское общество пришло к пониманию того, что выработанные раннее и адекватные для прошедшей эпохи культурные ценности, нормы мышления и деятельности, образцы поведения и стили жизни оказываются не адекватными новой исторической ситуации. Поэтому в настоящее время происходит изменение и разрушение существовавшей ранее системы ценностей и нравственных ориентиров, механизмов культурной и национальной идентификации. Очевидно, что разрушаемые элементы социальной системы должны заменяться новыми. Другими словами, должен идти процесс производства новых ценностных ориентиров, включающих в себя новое осмысление существовавших ранее ценностей (например, ценности патриотизма), новые виды мышления и деятельности, новые формы социальной организации.

К сожалению, на данном этапе в нашей стране процесс разрушения старого идет, куда большими темпами, чем процесс создания нового [8]. Лишь относительно недавно стали намечаться конкретные ориентиры и направления молодежной политики и в целом социальной технологии развития страны. 

Современную ситуацию подрастающего поколения можно определить как ситуацию зарождения и становления жизненных ориентиров, задающих устойчивые жизненные перспективы. Это во многом обусловлено скоростью социальных изменений, которая оказывается почти равной скорости индивидуального становления человека, взросления подростков. Размытость позитивных социальных ориентиров ведет к усилению инфантилизации подростков.  Многие из них, если вовремя не получают соответствующую поддержку на данном этапе, отказываются от подросткового прожектирования и проектирования своей будущей жизни, профессиональной деятельности, планов по созданию семьи и т.д.