Образовательная мультимедиа-среда, способствующая самоопределению старшеклассника. Характеристика возраста в свете различных психологических концепций, страница 32

На этом этапе подростки самостоятельно занимаются в электроном практикуме, периодически проходя индивидуальное консультирование с психологом.

  III.  Этап - Заключительный.

Здесь происходит  отработка всех полученных в ходе занятий знаний и умений. Для этого рекомендуем использовать деловую игру «Открытие фирмы». Заканчивается тренинг обсуждение впечатлений, мнений, пожеланий по поводу работы практикума.


Приложение 14.

Заключительное задание практикума «Карта жизни»

Сейчас очень модно стало использовать такие понятия как Карта Ума, Когнитивная Карта, Жизненный сценарий, Индивидуальная Траектория Развития. К этим методиками прибегают психологи, политики, бизнесмены, все кто, хочет достичь поставленных целей и быть успешным.  Предлагаем и Вам создать вашу собственную карту жизни. Для этого Вам нужно включить свое воображение, активизировать все свои знания и умения, полученные в ходе практикума по самоопределению, и следовать следующим рекомендациям:

1.  Отправные точки. Представьте, что Ваша жизнь - это линия, на которой отмечены различные этапы, события. Первым отметьте то, до каких лет вы  планируете жить (пусть линия будет такая длинная, как Вы  захотите) и свое местонахождение (то, сколько сейчас Вам лет).

2.  Пункты назначения. Мысленно  разделите эту линию на части от той цифры, сколько вам сейчас лет до  количества лет, до которых вы предполагаете жить. Это будут этапы вашей жизни. Теперь подумайте и зафиксируйте на карте, что  планируете сделать на каждом жизненном этапе. Постарайтесь охватить такие сферы жизни как: профессиональная деятельность,  финансы, отношения с другими людьми, личная жизнь, семья, духовная жизнь, здоровье.

3.  Маршрут. Вот Вы уже нанесли на карту различные пункты назначения (этапы). Сейчас вам нужно разработать самый оптимальный маршрут. Подумайте, какие конкретные действия Вам нужно предпринять, для достижения каждого пункта.

4.  Главные цели. Теперь важный момент:  уточняем пункты конечного назначения. Сейчас сосредоточьте свое внимание на общих жизненных ценностях и приоритетах, целях, осуществление которых позволило бы вам сказать, что ваша жизнь состоялась. Выберите  5 -6 главных целей и выделите, пронумеруйте их на карте. Выбирайте реальные, достижимые цели, те на осуществление, которых можете влиять лично Вы.

5.  Анализ прошлого пути. И так, с тем, куда Вы хотите прийти, разобрались. Но соответствует ли цель под номером 1 Вашим ежедневным планам, делам? Насколько далеки действия для достижения основные цели оттого, что Вы делаете сейчас? Вспомните, на что реально  тратите свое время. Что вы планируете сделать в этом году, что сделаете  на текущей неделе, что  сегодня? Например: вы хотите к 60 годам сохранить здоровье и физическую привлекательность. Что вы предпримите  на неделе для осуществления этого? Поход в бассейн. Отлично. Что делаете каждый день? Да ничего, даже наоборот – курите по нескольку сигарет. Есть о чем задуматься…

6.  Корректировка. Осталось скорректировать планы. Теперь Вы можем убрать все лишние пункты, и если нужно, нанести новые. В идеале, то, что Вы делаете ежедневно, еженедельно, каждый год,  должно соответствовать Вашим главным жизненным целям. Подумайте, как можно исключить из своей жизни дела, которые уводят Вас от целей все дальше и дальше. Каким образом, Вы можете уделять больше времени тому, что для вас действительно важно? Когда будете делать это, помните о временном факторе. Возможность достижения того, что мы хотим, ограничена во времени. У каждой цели есть свой срок годности.

Работая над картой, Вы выполняете очень важную задачу – знакомитесь сами с собой. К сожалению, очень часто мы можем оказаться именно тем людьми, которых в своей жизни знаем меньше всего. Знание себя, своих желаний и возможностей – первый и очень важный шаг к созданию собственной реальности.