Образовательная мультимедиа-среда, способствующая самоопределению старшеклассника. Характеристика возраста в свете различных психологических концепций, страница 5

В гуманистической психологии возрастные этапы рассматриваются с точки зрения развитии Я-концепции. Под Я-концепцией понимается совокупность установок относительно собственной личности или «теория самого себя», совокупность представлений индивида о самом себе [11]. Развитие Я-концепции рассматривается как относительно её структурных компонентов (Я-реального и Я-идеального), так и содержательного наполнения. Я-концепция является основой чувства самоценности, важного для формирования поведения человека и восприятия им собственного положения в обществе. Проблема становления Я-концепции описана в работе Р. Бернса (1986). Он отмечает, что в юношеском возрасте Я-концепция, с одной стороны, становится более устойчивой, а с другой стороны – претерпевает определенные изменения. Эти изменения связаны с половым созреванием, которое влияет на восприятие индивидом своего внешнего облика. Далее, развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей приводит к усложнению и дифференциации Я-концепции, в частности, к появлению способности  различать реальные и гипотетические возможности. Большое влияние на Я-концепцию в юности накладывает смена ролей, необходимость принятия решений относительно будущей профессии, выбор ценностных ориентаций, образа жизни, которые могут вызвать ролевой конфликт и статусную неопределенность [11].

В отечественной психологии большинство исследователей возрастное развитие подростков обсуждают через понятие ведущей деятельности, введенное А.Н. Леонтьевым [28].  Вопрос о ведущей деятельности в данном возрасте до сих пор является достаточно спорным.  

О.В. Лишин высказывает идею о том, что игра важна не только в дошкольном и младшем школьном возрастах, но и подростковом, юношеском [18]. У ребенка есть потребность в игровой деятельности и, если образовательное учреждение ее хотя бы частично не удовлетворяет, то он будет искать другие способы ее удовлетворения, возможно, даже социально неодобряемые.

Д.Б. Эльконин делил подростковый возраст на две фазы. Ведущей деятельностью подростничества в первый период, он считал, интимно-личностное общение, а во второй - учебно-профессиональную деятельность [24].

В.В. Давыдов описал некоторые критерии, позволяющие отнести ту или иную деятельность к ведущей для подросткового возраста: «В подростковом возрасте ведущим может стать тот тип деятельности, который формирует у подростков способность к гибкому общению в разных коллективах, основы практического сознания, ориентации в сфере нравственности» [28].

К.Н. Поливанова считает, что ведущей деятельностью в этом возрасте является проектная деятельность, а общение и учебно-профессиональная деятельность входят в нее как неотъемлемые элементы [28]. Также  проектная деятельность удовлетворяет выделенным В.В. Давыдовым критериям ведущей деятельности в подростничестве. Мы склоняемся к точке зрения К.Н. Поливановой. Проектной деятельностью - это такая связь замысла и реализации, в которой действующий, моделируя действительность в целостной, художественной форме, экспериментируя с ней, обнаруживает связь ситуации действования с собственными переживаниями и состояниями. В проектной деятельности происходит трансляция так называемого авторского действия, которое не может быть спланировано заранее, оно может быть только инициировано. Через авторское действие ребенок строится собственную субъектность. Авторство подростка полноценно проявляется через  замысливание собственного действия, осуществление его, получение собственного продукта, в котором проявляется изначальный замысел ребенка [30].