Образовательная мультимедиа-среда, способствующая самоопределению старшеклассника. Характеристика возраста в свете различных психологических концепций, страница 18

3.  Широкое использование двусторонних коммуникационных технологий для взаимодействия преподавателя со студентами и студентов между собой. Пример – распределенные системы дистанционного образования, использующие Интернет [10].

Существует несколько моделей дистанционного образования, представляющих его как систему взаимосвязанных компонент. Мы рассмотрим наиболее популярную модель, описанную в книге Michael Moore «Distance Education. A Systems View» (рис. 1) [44].

В этой модели из потребностей учащихся и специфики организации (миссия, философия) вытекает решение в отношении разработки курсов. Дизайн курсов осуществляется специальными командами, объединяющими специалистов в области разработки учебного процесса, графики, программистов, специалистов по оценке эффективности обучения и т. д. Возможности учащихся и педагогические принципы обуславливают выбор технологии. В учебные курсы встраивается система взаимодействия учащихся друг с другом, с преподавателями и экспертами, с администратором и т. д. Особое внимание уделяется природе учебной среды и предвидению потенциальных проблем. Все элементы, представленные выше модели, являются взаимозависимыми и используются для разработки дистанционной образовательных систем.

В дистанционном образовании можно выделить три основные технологии:

1.  Кейс-технология, когда учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс) и пересылаются обучаемому для самостоятельного изучения с периодическими консультациями у преподавателей-консультантов - тьюторов или инструкторов - в созданных для этих целей удаленных учебных центрах.


Источники

Дизайн

Доставка

Взаимодействие

Учебная среда

· Потребности учащегося

· Особенности организации (теория, философия)

· Разработка учебного процесса

· Среда

· Программа

· Оценка

·  Печатные материалы

·  Аудио/Видео записи

·  Радио/Телевидениекомпьютеры,  программное обеспечение

·  Аудиоконференции

·  Видеоконференции

·  Локальные и глобальные сети

· Преподаватели

· Тьюторы

· Консультанты

· Эксперты

· Администраторы

· Другие учащиеся

· Рабочее место

· Дом

· Класс

· Учебный центр

Рис 1. Модель дистанционного образования M. Moore

2.  TV-технология, базирующаяся на использовании телевизионных лекций.

3.  Интернет-технология - для обеспечения обучаемых учебно-методическим материалом и интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми [14].

Дистанционное образование имеет свои специфические черты, среди них такие как:

·  Свобода и гибкость, учащийся может выбрать любой из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.

·  Адаптивность обеспечивает каждому пользователю выбор, создание и реализацию индивидуальной траектории получения образования или приобретения навыков и умений [40].

·  Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым.

·  Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.

·  Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого [39].

Существует несколько подходов к системе дистанционного образования и обучения [41]. В одном из них, довольно распространенном, под дистанционным образованием подразумевается обмен информацией между педагогом и учеником (группой учеников). Учащийся выступает в роли получателя некоторого информационного содержания и системы заданий по его усвоению. Он самостоятельно осваивает материал и высылает педагогу результаты этого освоения. Под знаниями в данном подходе понимается транслируемая информация. Деятельность учащихся по конструированию знаний специально почти не организуется.