Образовательная мультимедиа-среда, способствующая самоопределению старшеклассника. Характеристика возраста в свете различных психологических концепций, страница 4

С точки зрения Эрика Эриксона (1902 – 1994), юность является периодом «нормального кризиса», для которого характерно усиление конфликтов. Результатом развития, согласно Эриксону, является форсирование идентичности [38]. Личная идентичность формируется в процессе эволюции Я, которое постепенно принимает окончательную форму путем последовательного и многократного синтеза, длящегося на протяжении детства. Одним из интересных аспектов теории Эриксона является созданная им концепция психосоциального моратория. Этим термином обозначается санкционированный обществом переходный период между детством и взрослостью, в течение которого индивид может найти для себя нишу в обществе путем свободного апробирования различных ролей [38]. Процесс формирования идентичности не заканчивается в юношеском возрасте. Данный возрастной период – лишь один из стадий в развитии идентичности, период наиболее яркого её кризиса [25].

По  В.  Штерну,  переходный  возраст  характеризует не только как особая направленность  мыслей  и чувств, стремлений и идеалов, но и  особый образ действий.  В. Штерн описывает  его как промежуточный  между  детской игрой и серьезной ответственной деятельностью  взрослого и дает ему новое понятие  - «серьезная  игра». Все,  что подросток делает, еще не вполне серьезное дело,  а  только предварительная  проба. Он освобождается от конкретной  привязанности к данным в поле восприятия объектам и начинает рассматривать мир  с  точки зрения того, как  его  можно  изменить [16].

В теории Курта Левина (1890 – 1947) юность рассматривается как социально – психологическое явление, психическое развитие личности связывается с изменением её социального положения. Юность представлена в виде моста между детством и взрослостью. Положение юноши определяется маргинальноcтью его положения, лишающим его уверенности. Согласно этой теории, ситуация взросления характеризуется тем, что надежное жизненное пространство взрослого ещё не достигнуто. Жизненное пространство ребенка ещё слабо структурировано, а в период взросления оно начинает все сильнее структурироваться и дифференцироваться по мере приближения к зрелости [25]. Мы обращаем внимание на понимание автором жизненного пространства личности, ибо его элементам называются: установки, когнитивные процессы, аффективные реакции. Именно в период взросления между этими элементами устанавливается упорядоченные и закономерные связи. Таким образом, мы видим описание процесса организации личностью своего жизненного пространства, за счет его осознания, формирования рефлексии, в частности на временную перспективу.

В когнитивных теориях, в частности, в теории  Жана Поля Пиаже (1896 – 1980) подростковый возраст соответствует формально – операционной  стадии когнитивного развития, где «уровень развития формального мышления влияет на образ мысли и поведения подростков» [16]. Формальная логика – высшая ступень развития интеллекта. Подросток освобождается от конкретной привязанности к объектам и приобретает возможность абстрагироваться от них. В свою очередь, эта способность является необходимой предпосылкой как для дифференциации образа Я, представлений об окружающем мире, так же и для личной интеграции на более высоком уровне. Переход на стадию формальных операций в развитии интеллекта, позволяют ребенку перейти от состояния центрации вокруг «Я» в другое состояние, где «Я» занимает свое место в устойчивом мире и рассматривается как активный субъект среди других. Формально – операционное мышление способствует изменению отношений категорий возможности и действительности. Если ребенок мыслит, прежде всего, в категориях  действительности (конкретные операции), то у юноши на первый план выступает категория возможности [16].

Когнитивные теории  развития, несмотря на внешнюю однонаправленность рассмотрения процесса развития, на самом деле обсуждают установки сознания, которые в период отрочества приобретают качественную специфику за счет появления способности рефлексировать, вставать на позицию другого и регулировать свое поведение с учетом этого знания.