Образовательная мультимедиа-среда, способствующая самоопределению старшеклассника. Характеристика возраста в свете различных психологических концепций, страница 22

Обратную связь в данной практикуме психолог или социальный педагог осуществляет при индивидуальном консультирование (обсуждение выполненных заданий, помощь в построении индивидуального жизненного пути;  если необходимо, то проведение дополнительной  диагностики; обсуждение форм дальнейшего обучения и альтернатив выбора профессиональной деятельности) и при групповой работе на тренингах.

Электронный практикум по самоопределению состоит из пяти тематических разделов, соответствующих выделенным М.Р. Гинзбургом структурным компонентам самоопределения: психологическое настоящее и будущее в ценностно-смысловом и пространственно-временном аспекте  (самосознание, самореализация, личностное проецирование себя в будущее, планирование). Все разделы носят автономный характер, и задания в них могут выполнять параллельно и независимо друг от друга.

Первый раздел называется  «Ценностно-смысловое ядро личности», в нем собраны задания и информация,  обеспечивающие весь ценностно-смысловой аспект психологического настоящего и ценностную насыщенность будущего [3]. 

Творческий характер самореализации и включение ученика в различные виды деятельности, происходит за счет  выполнения заданий в разделе  «Проекты и уроки лидеров». Задание составлены таким образом, что ученику для их решения, придется выполнять разные виды деятельности и занимать отличные друг от друга позиции (аналитика, исследователя, проектировщика, разработчика, тактика и руководителя компании).

Следующий раздел -  «Активность» - направлен на формирование уверенности в себе, самостоятельности и внутреннего локус-контроля личности.

В разделе «Профориентация» ученику предлагается ознакомиться с информацией и выполнить упражнения на тему выбора профессиональной деятельности и формирования собственных требований и ожиданий от профессии.

Таким образом, раздел «Активность» и раздел «Профориентация» практически обеспечивают ценностно-смысловой аспект психологического будущего (ценностная насыщенность также прорабатывается в разделе «Ценностно-смысловое ядро личности»). А такой компонент как эмоциональная привлекательность будущего, по нашему мнению, не требует разработки специальных заданий, т.к.  будущее представляется подросткам отталкивающим и неопределенным из-за страха и неизвестности того, что их ждет. Если у ученика есть позитивные цели и есть определенный план по их достижению, то будущее для него носит положительный и привлекательный заряд. 

Научиться понимать свои ресурсы и дефициты, планировать, ставить цели и выстраивать свой собственный жизненный путь подросток может в разделе «Планирование».  Данный раздел обеспечивает временной аспект психологического будущего, по теории М.Р. Гинзбурга.

Выполненные задания практикума ученики могут либо отправить психологу по электронной почте, либо сохранить в специальной папке на компьютере в кабинете информатике, либо отдать психологу лично в печатном или рукописном виде.     

3.1.1.  Проверка эффективности электронного практикума по самоопределению

Апробация разработанного нами практикума по самоопределению проходила на базе школы №84 г. Красноярска. В ней принимали участие 72 старшеклассника (учащиеся 9 и 11 классов). Все учащиеся были разделены на две группы по возрастному критерию: первая группа - девятиклассники – 22 человека, вторая группа - учащиеся 11 классов -  50 человек. С каждой группой тренинги велись отдельно.

Первый этап практикума по самоопределению прошел для первой группы 16 января, для второй – 18 января. Первая группа самостоятельно занималась в мультимедиа презентации с 23 января по 7 мая, вторая – с 25 января по 14 мая. 7 и 14 мая состоялись заключительные занятия с группами.