Образовательная мультимедиа-среда, способствующая самоопределению старшеклассника. Характеристика возраста в свете различных психологических концепций, страница 7

Важной задачей данного возраста является разрешение кризиса самосознания, через поиск ответа на вопрос об общем смысле человеческого бытия и собственного существования подростка. Молодой человек должен осознать собственную индивидуальность, ядро своих интересов, собственную систему ценностей и нравственных норм, собственный уникальный самообраз [5].

Подросток постоянно обращается к самому себе и задается вопросом «Кто я?». Сравнивая себя  с взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым  никакой разницы нет.  Он начинает требовать  от  окружающих, чтобы  его  больше не считали  маленьким,  он  осознает, что также  обладает правами.   Центральное    новообразование   этого   возраста   возникновение представления о себе как «не о ребенке»; подросток начинает чувствовать себя взрослым,  стремится   быть  и   считаться  взрослым,   он   отвергает  свою принадлежность к  детям,  но у него  еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но  зато есть огромная потребность  в признании  его  взрослости окружающими [15].

Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно же она начинает проявляться, во-первых, в эмансипации от родителей, во-вторых, в  новое отношение к учению (подросток стремится к самообразованию, часто становится равнодушным к отметкам), также может проявляться в манере одеваться и внешнем облике [11], хотя это больше зависит от референтных групп.

Одной из главных задач и способов разрешения кризиса взрослости в подростничестве является нахождение школьником такой формы деятельности, в которой он смог бы проявить, себя как взрослый, и получить обратную связь и признание своей взрослости со стороны окружающих.

Также для молодого человека в этом возрасте важно научиться выстраивать контакты, отношения с окружающим миром и самим собой. Это очень важно, потому что отношения с близкими, семьей в этот период перестраиваются, выходят на другой уровень. Одна из задач подросткового возраста – достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Подросток должен установить с ними отношения, основанные на взаимопонимании, привязанности и уважении, но свободные от эмоциональной зависимости и излишней опеки [36].

В старшем подростковом возрасте появляется еще одно новообразование – психологическая перспектива – способность сознательно увидеть себя в будущем. В  этом  возрасте, согласно  Ж.  Пиаже, окончательно формируется личность, строится программа жизни [16]. Для создания же программы   жизни  необходимо  развитие формального мышления. Строя план  своей будущей жизни, подросток приписывает себе существенную роль  в спасении человечества и организует свой план жизни в зависимости  от подобной  цели-мечты.  С такими  планами и программами подростки вступают в общество взрослых, желая преобразовать его.

Общество же ставит перед старшим школьником задачу планирования собственной дальнейшей жизни, четкого определения ее целей, способов их достижения. Подросток должен решить,  «кем быть» и «каким быть», выстроить свою траекторию развития. В связи с этим  перед старшеклассником остро встает еще одна задача – научиться делать выбор в разных по качеству и сложности жизненных ситуациях [37].

Итак, на основании вышеизложенного выделим следующий ряд основных задач развития в ранней юности:

1.  Осознание своих интересов, собственной индивидуальности, системы ценностей и нравственных норм.

2.  Установление новых, более независимых отношений с «миром взрослых»: уменьшение эмоциональной зависимости при сохранении потребности в психологической поддержке.

3.  Нахождение такой формы деятельности, в которой подросток мог бы проявить, себя как взрослый.

4.  Самостоятельное и независимое определение жизненных целей и принятие решений в связи с выбором будущей профессии (профессиональное самоопределение).

5.  Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития самосознания, ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности, ответственности и др.