Образовательная мультимедиа-среда, способствующая самоопределению старшеклассника. Характеристика возраста в свете различных психологических концепций, страница 16

Опираясь на параметры сформированного самоопределения, выделенные из модели М.Р. Гинзбурга, мы составили анкету (см. Приложение 1) для определения самоопределения старшеклассников.  При разработке анкеты мы использовали тест смысложизненных ориентаций (СЖО), который является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test , PIL  Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика); методикау «Жизненное предназначение» И.О. Моткова; методику определение жизненных ценностей личности Иванова и Колобовой (список ценностей взят из методики «Жизненные цели» Э. Дисл, Р. Райан в модификации Н.В. Клюевой и В.И. Чиркова).

С помощью данной анкеты были опрошены учащиеся 9 и 11 классов МОУ СОШ №84 г. Красноярска, в количестве 72 человек.

Анализ анкет показал, во-первых, что у достаточно большого количества учеников (66%) существуют проблемы в тех или иные структурных компонентов самоопределения и, следовательно, они нуждаются в психолого-педагогической помощи. Во-вторых, подтвердил наши гипотезы по поводу взаимосвязи некоторых параметров самоопределения. Также удалось выявить следующие закономерности:

1.  Наиболее значимыми ценностями для старшеклассников являются семья и материальный достаток. Отметим при этом, что такие ценности как работа и труд занимают последние позиции. А ценность образования вообще отсутствует у 9 класса. У подростков есть желание в будущем быть материально обеспеченными, но нет понимание того, как этого достичь собственными силами (см. Приложение 2).

2.  Достаточно большой группе учеников будущее не кажется привлекательным, но оно не несет негативных эмоций, а определяется как неопределенное (см. Приложение 7). Практически у всех учеников из этой группы (92%) не сформированы навыки планирования и не сделан профессиональный выбор, возможно, именно поэтому будущее для них неопределенно, т.к. они не имеют четко выстроенного жизненного пути.

3.  Достаточно большой процент (77%) участвуют в различных видах деятельности (см. Приложение 5). Возможно, это связано с особенностями жизни школы (множество кружков, клубов по интересам, часто организуются различные праздники, разрабатываются и реализуются проекты).

Исходя из параметров успешного самоопределения теории М.Р. Гинзбурга и выявленных между ними закономерностей, мы сформулировали условия образовательной среды, способствующей самоопределению старшеклассника:

1.  В данной среде должны быть созданы условия для формирования ценностно-смыслового ядра личности.

2.  Подросток в этой среде должен быть включен в различные виды деятельности.

3.  Среда должна стимулировать активность и самостоятельность ученика.

4.  Должны быть созданы условия для профессионального самоопределения.

5.  Данная среда должна развивать навыки планирования (обеспеченность целей средствами +долговременное планирование).

2. Электронные образовательные ресурсы

Начиная данный раздел, хочется сразу определить понятия, которые мы будем далее использовать: образовательная среда, мультимедиа, образовательная мультимедиа-среда, сетевой образовательный мультимедиа ресурс.

Под образовательной средой мы будем понимать естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать продуктивную деятельность ученика [43]. Это такое окружение, в котором содержаться возможности (потенциальные условия) для самореализации, развития и саморазвития ученика.

Среда, в отличие от образовательного учреждения, не регламентируется должностными инструкциями. Это живой организм, который в самом себе может обнаружить и из себя может порождать законы саморазвития. В отличие от естественной среды обитания образовательная среда поддается регулированию субъектов, объединенных в общность, она ими целенаправленно строится как условие воспроизведения гуманистических и демократических отношений [21]. Главными субъектами образовательной среды являются педагог и ученики, они через нее взаимодействуют, развиваются и в тоже время создают и изменяют саму среду.