Образовательная мультимедиа-среда, способствующая самоопределению старшеклассника. Характеристика возраста в свете различных психологических концепций, страница 14

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирования системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала, идентификацию с определенной профессиональной группой и с конкретной территорией.

Можно выделить ряд типичных психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением личности. К ним относятся:

1.  Рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии.

2.  Представления о своих личных ценностных ориентаций не соответствуют своим представлениям о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности, в новых экономических и социальных структурах.

3.  Рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора.

4.  Неадекватная самооценка старшеклассника [31].

Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопознанию. Для них характерно стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, стремление оценить, какие условия могут способствовать, а какие мешать вхождению в мир профессии. Наибольшей сензетивностью в развитии профессионального самосознания обладают  люди старшего школьного и юношеского возраста, для которых проблема профессионального и личностного самоопределения является насущной и актуальной.

По мнению М.Р. Гинзбурга, видение юноши (девушки) себя как будущего  профессионала «является показателем связи с обществом, вхождения в общество, видение себя в обществе…выбор профессии фактически означает проецирование в будущее определенной социальной позиции, поэтому выбор профессии существенным образом характеризует смысловое будущее»  [7, с. 50].

Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения,  принципиально не может быть решена без и вне решения более широкой задачи  личностного самоопределения, включающей построение целостного замысла жизни,  самопроектирования себя в будущее  [9].

Суммируя все вышеизложенное, можно сказать, чтов старшем подростковом возрасте перед молодым человеком встают  такие задачи, как определения собственной системы ценностей, выбор профессиональной области, построение программы собственной жизни, поиск новых форм деятельности и отношений с «миром взрослых». Все эти задачи имеют прямое отношение к главному новообразованию возраста – самоопределению.

В нашем понимании, самоопределение – это определение человеком своего собственного жизненного пути, поиск своего места в обществе, путей включения себя в жизнь социального целого.

При определении психологического содержания самоопределения, мы опираемся на теорию М.Р. Гизбурга как наиболее удачную, и считаем, что им является содержательное конструирование человеком своего жизненного поля, включающее в себя индивидуальные жизненные смыслы и пространство реального действования (потенциального и актуального). 

Структурными компонентами личностного самоопределения являются психологическое настоящее и психологическое будущее, каждое из которых обладает как ценностно-смысловым, так и пространственно-временным аспектом.

После детального разбора каждого из этих аспектов, мы выделились следующие параметры, обеспечивающие, на наш взгляд, сформированное самоопределение:

1.  наличие у молодого человека достаточно широкого спектра личностно значимых позитивных ценностей;

2.  наличие экзистенциальной ориентации;

3.  активное участие в различных сферах деятельности;

4.  творческий характер самореализации (не подражание и не копирование готовых образцов);

5.  ценностная насыщенность и эмоциональная привлекательность будущего;

6.  молодой человек в будущем рассчитывает на свои собственные силы, видит себя самостоятельным и активным;

7.  осуществленный выбор профессии (или профессионального направления) и наличие собственных требований к профессии;