Образовательная мультимедиа-среда, способствующая самоопределению старшеклассника. Характеристика возраста в свете различных психологических концепций, страница 23

По данным проведенного ранее анкетирования (см. Приложение 1) известно, что у 48 учеников из общего количества не сформированы те или иные компоненты самоопределения. По этому нас, в первую очередь, интересовали их результаты работы в практикуме. После окончания практикума, мы проанализировали продукты творческой деятельности данных учеников (выполненные задания практикума, особенно последнее (см. Приложение 14),  общую активность, и данные, полученные при индивидуальных беседах относительно  сформированности компонентов самоопределения. Сравнив полученные результаты с данными анкетирования (см. Приложения 3-12), мы выявили следующую динамику.

До работы в практикуме по самоопределению ценность «образование» отсутствовала у девятиклассников, после занятий в практикуме она появилась в работах 3 человека (см. Приложение 3). При неизменной значимости ценностей «материальный достаток» и «семья», выросла значимость таких ценностей, как «автономность», «самореализация и личностный рост», «работа, труд», «образование» и «справедливость, нравственность, честность» (см. Приложение 3). Также мы можем отметить, что спектр наиболее значимых ценностей у многих учеников расширился, у большинства (примерно 56%) он состоит из 3-4 ценностей (см. Приложение 4).

Заинтересованность вопросами смысла жизни (экзистенциальная ориентация) стала проявляться практически у всех учеников (98%) (см. Приложение 5). Активность и самостоятельность учеников после занятия в практикуме повысилась с 85% до 94% (см. Приложение 9). Профессиональный выбор осуществили 79% (см. Приложение 10).

Процент занимающихся  различные видами деятельности учеников  поднялась с 77% до 85% (см. Приложение 6). Но, хотим отметить, что результаты второй группы по этому показателю остались неизменными. Предположительно, это связано с тем, что те ученики, которые до практикума практически ни чем, кроме учебной деятельности, не занимались (2 человека) выполняли задания практикума по большей части формально, следовательно, ожидаемого расширения круга деятельностей не произошло. Те же тенденции наблюдаются и в развитии самореализации (т.к. она непосредственно связана с предыдущим компонентом) (см. Приложение 7).

Такой аспект планирования как обеспеченность целей средствами их достижения до работы в практикуме был развит лишь у 33%, после – у 50% (см. Приложение 11). Количество учеников, обладающих навыками долговременного планирование, увеличилось на 10 %  (см. Приложение 12).

48% учеников при первичном анкетировании характеризовали свое будущее как привлекательное, а 52% как неопределенное, после занятий для 90% учеников будущее стало эмоционально привлекательным и лишь для 10% неопределенным  (см. Приложение 8). Данная динамика связана с тем, что характер эмоционального отношения к будущему зависит от  наличия у подростка значимых целей и средств их достижения, планов на будущее и выбранной профессиональной области. Таким образом, с ростом количества учеников, сделавших профессиональный выбор, обозначивших главные жизненные цели и пути их достижения, увеличивается количество учеников, которым будущее кажется привлекательным.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что, в общем, проверка эффективности практикума по самоопределению прошла удачно. Были определенные проблемы с идентификацией причин не выполнения заданий практикума некоторыми учащимися: было не понятно, то ли учащийся не изучил информационный материал практикума (проблема контроля и мотивации), то ли справочный материал или задание были ему непонятны (проблема  изложение материала).  По нашему мнению, данных проблем можно избежать, если отслеживать образовательный путь ученика в электронном практикуме, например, с помощью программ мониторинга.


3.2. Образовательный Интернет-ресурс по самоопределению