Образовательная мультимедиа-среда, способствующая самоопределению старшеклассника. Характеристика возраста в свете различных психологических концепций, страница 19

Мы же опираемся на тот подход, где доминантой является личная продуктивная деятельность учащихся, выстраиваемая с помощью современных средств телекоммуникаций. Этот подход предполагает интеграцию информационных и педагогических технологий, обеспечивающих интерактивность взаимодействия субъектов образования и продуктивность учебного процесса. Информационные технологии играют в данном случае роль вспомогательной среды для организации продуктивной образовательной деятельности учащихся. Личностный, креативный и телекоммуникативный характер образования - основные черты дистанционного обучения этого типа, а его цель - творческое самовыражение удаленного ученика.

Принципы организации дистанционного образования данного типа следующие [41]:

·  Основой дистанционного образования является образовательный продукт, который создается учащимися.

·  Соответствие внешнего образовательного продукта ученика его внутренним личностным приращениям.

·  Принцип индивидуальной образовательной траектории учащихся в общеобразовательном пространстве.

·  Эвристическая составляющая дистанционного учебного процесса реализуется на основе принципа интерактивности занятий, осуществляемых при помощи электронных телекоммуникаций.

·  Принцип открытой коммуникации по отношению к создаваемой дистанционными учащимися образовательной продукции.

·  Принцип соответствия образовательных процедур телекоммуникационным формам и технологиям.

·  Принцип приоритета деятельностных критериев оценки результатов дистанционного обучения перед информационными. Творческая ориентация дистанционного обучения предполагает, что оцениваться будет сам процесс обучения, его характер, особенности взаимодействия учащегося с другими субъектами и средой, индивидуальная траектория обучения.

2.1. Анализ образовательных Интернет-ресурсов, связанных с самоопределением старшеклассника

Как указывалось выше, одной из технологий дистанционного образования является Интернет-технология. Для обозначения данного типа дистанционного образования используют иногда такое понятие как «Интернет-образование».

Можно выделить следующие общие характеристики Интернет-образования:

·  отсутствие временных ограничений;

·  отсутствие пространственных ограничений;

·  синхронное общение (использование диалоговых форм, требующих одновременного участия в процессе обучения преподавателя и ученика);

·  асинхронное общение (использование диалоговых форм, не требующих одновременного участия в процессе обучения преподавателя и ученика);

·  использование линейных и нелинейных форм обучения (использование как текстовых, так и гипертекстовых форм обучения) [10].

За последние годы Интернет-образование стало очень популярным и  в нашей стране.  Образовательные Интернет-ресурсы могут быть ориентированы на формирование определенных знаний, или же на развитие компетентностей, способностей, личных качеств ученика. Нас в данной работе интересовали образовательные Интернет-ресурсы, связанные с формированием самоопределения.

В одном из пунктов данной главы мы описали, каким условиям должна соответствовать образовательная среда, чтобы в полной мере способствовать становлению процесса самоопределения подростка. Одной из задач нашей работы было провести анализ существующих образовательных Интернет-ресурсов, связанных с самоопределением подростка, относительно выделенных нами условий образовательной среды.

Мы не будем приводить здесь описание рассмотренных нами образовательных Интернет-ресурсов, упомянем лишь о том, что мы отбирали данные ресурсы исходя из возраста ученика, на которого они ориентированы и надпредметного (межпредметного) характера содержания ресурса.