Образовательная мультимедиа-среда, способствующая самоопределению старшеклассника. Характеристика возраста в свете различных психологических концепций, страница 12

Но по нашему мнению, в современной психологической литературе наиболее полный и удачный подход к рассмотрению структурных составляющих личностного самоопределения был предложен в работах отечественного психолога М.Р. Гинзбурга [6,7].  Его мы рассмотрим подробнее.

М.Р. Гинзбург читает, что в старшем подростковом возрасте личностное самоопределение является генетически исходным, определяющим развитие всех других видов самоопределения. Личностное самоопределение задает личностно значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, требования, предъявляемые к нему, т.е. задает социальное самоопределение. На основе социального самоопределения вырабатываются требования к определенной профессиональной области, осуществляется профессиональное самоопределение [6].

М.Р. Гинзбург, опираясь на философские идеи Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, М.М. Бахтина и др., выделяет в самоопределении человека два аспекта: ценностно-смысловой и пространственно-временной [6,7]. Эти два аспекта автор объединяет в таком понятии как жизненное поле личности. Таким образом, личностное самоопределение понимается им как «…содержательное конструирование человеком своего жизненного поля, включающего в себя как совокупность индивидуальных жизненных смыслов, так и пространство реального действования (актуального и потенциального)» [6, c.48]. В жизненном поле личности одномоментно представлено психологическое прошлое (опыт), настоящее (действенность) и будущее (проект).

Таким образом психологическое прошлое, настоящее и будущее являются структурными компонентами личностного самоопределения, каждое из которых обладает как ценностно-смысловым, так и пространсвенно-временным аспектом [7].

Психологическое прошлое, настоящее и будущее выполняют разные функции и находятся между собой в сложно взаимодействии.

Психологическое прошлое по отношению к психологическому настоящему задает границы и характер саморазвития, обуславливает успешность или неуспешность. Прошлый опыт влияет на направления и сферы жизнедеятельности, в которых человек себя реализует. Также на основе прошлого опыта формируются представления о собственной успешности в определенной области [7]. 

По отношению к психологическому будущему психологическое прошлое придает ему уверенности или делает его сомнительным. Опираясь на опыт, успехи и неудачи в реализации тех или иных задач, человек формирует ожидания по отношению к своему будущему [7].

Психологическое настоящее по отношению к психологическому прошлому реализует итог прошлого развития, но при этом оно может компенсировать неудачи в решении предшествующих задач. Приобретение нового опыта может расширить границы представлений человека о своих возможностях [7].

Психологическое настоящее в зависимости от эффективности или неэффективности саморазвития задает определенные характеристики психологического будущего. Эффективное саморазвитие наполняет будущее смыслом, структурирует его, делает человека субъектом собственного становления. Если саморазвитие по каким-либо причинам не осуществляется или искажается,  будущее воспринимается как бессмысленное, неструктурированное и человек становится пассивным объектом воздействия внешних сил [7].

Психологическое будущее в свою очередь придает ценность психологическому настоящему или обесценивает, обессмысливает его, а также  оказывает влияние на мотивацию человека. Те или иные ожидания воздействуют на поведение человека в настоящем, позитивные ожидания придают настоящему ценность, негативные – обесценивают его [7].

Психологическое будущее сопоставляется с психологическим прошлым и принимается либо как продолжение траектории прошлого развития, либо как ее отвержение. Человек может рассматривать свою жизнь как одну непрерывную линию развития, проецируя  продолжение этого развития в будущее, а может планировать изменение своего образа жизни [7].