Образовательная мультимедиа-среда, способствующая самоопределению старшеклассника. Характеристика возраста в свете различных психологических концепций, страница 20

Для того чтобы выяснить соблюдаются ли выделенные нами условия образовательной среды в данных образовательных Интернет-ресурсах, мы относительно каждого условия среды выработали критерии оценки его наличия или отсутствия. Критерии получились двух видов: тип заданий, предъявляемых ученику и тематика представленной на ресурсе информации. Но у каждого отдельного критерия есть свои особенности, связанные с условием среды, для определения которого он служит.

Первое, что мы анализировали – это насколько присутствуют в том или ином образовательном ресурсе условия для формирования ценностно-смыслового ядра личности.  Данное условие логически состоит из двух частей: формирование ценностных ориентаций и формирование экзистенциальной ориентации. Критерием оценки формирования ценностных ориентаций выступал тип (вид) заданий, предъявляемый ученику.

Ценностные ориентации – сложное образование, в котором можно выделить 3 основных компонента: когнитивный, эмотивный и поведенческий. Когнитивный есть элемент знания, эмотивный - эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки; поведенческий - связан с реализацией ценностных ориентаций в поведении личности.

Следовательно, можно выделить следующие типы заданий, связанные с формированием ценностных ориентаций:

1.  Материалы и задания, направленные на освоение социо-культурных ценностей (изучение произведений литературы, искусства, истории) -  соответствует когнитивному компоненту.

2.  Задания, требующие оценочных суждений. В эту же группу, по нашему мнению, можно отнести анализ примера известных личностей –  эмотивный компонент.

3.  Прожективные ситуации, воспроизводящих факты реального действия, где подростку нужно действовать исходя из собственной системы ценностей – поведенческий компонент.

4.  Мы считаем, что в вышеперечисленный список нужно добавить опосредованное формирование ценностей через деятельность (например, проектную).

Чтобы узнать, способствует ли данный образовательный Интернет-ресурс формированию экзистенциальной ориентации ученика, мы смотрели, затрагивается ли в каких-либо формах проблема смысла жизни (тематические тексты, задания, дискуссии) на данном ресурсе или нет.

Следующее условие образовательной среды – это включение подростка в различные виды деятельности. В данном случае в качестве критерия для анализа мы использовали виды продуктов деятельности виртуальных учеников.

Критерием оценки того, насколько среда стимулирует активность и самостоятельность ученика был типы ответов на задания. Мы условно разделили их на следующие типы и степени:

1.  Ученик должен выбрать ответ из предложенных вариантов - минимальная степень активности.

2.  Ученику нужно дать свой вариант ответа (открытые вопросы) – средняя степень активности.

3.  Для успешного выполнения задания, ученику нужно найти самостоятельно какую-либо информацию, получить дополнительные навыки – высокая степень активности.

4.  Ответом является создание собственного уникального продукта – максимальная степень активности.

Далее мы изучали, созданы ли условия в конкретном образовательном Интернет-ресурсе для профессионального самоопределения. Критерием выступало наличие или отсутствие информации и заданий по профориентации.

Последние условие образовательной среды, способствующей самоопределению – это развитие навыков планирования (организованное планирование, т.е. умение обеспечивать целей средствами их достижения и долговременное планирование). Критерием являлось наличие информации и заданий для ученика, связанных с планирование его жизни и деятельности.

Итак, произведя на основе данных критериев анализ образовательных Интернет-ресурсов, мы можем сказать о том, что в большинство образовательных ресурсах соблюдают условие включения ученика в различные виды деятельности и условие развития активности и самостоятельности; условие формирования ценностных ориентаций реализуется в 6 ресурсах из 9, а формирование экзистенциальной ориентации отсутствуют во всех; лишь в нескольких образовательных Интернет-ресурсах созданы условия для профессионального выбора и развития навыков планирования (см. Приложение 2).