Лекции по философии и культуре. Философия как философская проблема, страница 37

'" Ср. интерпретацию Кассирером связи между мифом и религией

• книгах “The philosophy of symbolic forms”, I, ч. 4 и “An essay on man (New Haven: Yale University Press, 1944), гл. 7.

м 8 vols, (New York: Macmillan and Columbia University Press, 1923-58). *' Encyclopaedia of the Philosophical Sciences (1830), pt. 3, Philosophy of Mind, trans. William Wallace (Oxford, Clarendon Press, 1971), section 572. (На рус. яз. см.: Энциклопедия философских наук. М., 1977. Т.З. С. 393). В рукописи Кассирера имеется место, которое еще более расширяет это понятие: “Гегелевская философия выступает как систематическое описание пути, который должен пройти Абсолютный дух, чтобы прийти к самому себе. Все различные формы культуры, искусства, религии, философии суть не что иное, как различные стадии этого саморазвития Абсолютного духа. “Абсолютный дух, — утверждает Гегель, — в то время, как он представляет собой сконцентрированное на себе тождество, всегда есть тождество возвращающееся и всегда возвращаемое в самое себя; если он суть единая и универсальная субстанция, он есть и дух, проникающий через себя в себя и свое сознание, для которого он и есть субстанция” (ibid, sec. 554). Поэтому философия является наукой, которая не только сводит воедино искусство и религию, “но даже связывает их в простое духовное представление и этим поднимает их к самосознающей мысли” (ibid, sec. 572). “Такое сознание является осознанием этого содержания и формы, оно есть освобождение от односторонности форм, их возвышение к абсолютной форме. Это движение, которое и есть философия, находит себя завершенным , когда под конец она постигает свое собственное понятие” (ibid, sec. 573).

56 В первый раз Кассирер посетил библиотеку Варбургского института в 1920 г., вскоре после начала своей преподавательской деятельности в Гамбургском университете. Хотя Кассирер пришел к своей концепции символических форм независимо от Варбурга (как он утверждает в своем предисловии к работе “Философия символических форм”, т. II, “Мифологическое мышление”, первый набросок плана этого тома был уже сделан до этого посещения), эта концепция имела разительное сходство со структурой библиотеки.

Фриц Заксл, который пришел в институт в 1913 г. и сменил Аби Варбурга на посту директора после его смерти в 1929 г., вспоминает об этом посещении Кассирера: “Изучение философии было для Варбурга неотделимо от так называемой первозданности духа; это изучение не могло быть изолировано и от изучения системы образов в литературе, религии и искусстве. Идеи Варбурга нашли свое воплощение в неортодоксальном размещении книг на полках его библиотеки. Кассирер все понял сразу. Однако, когда он уже собирался уходить, он сказал в той типичной для него доброй и открытой манере: “Эта библиотека опасна. Я должен либо избегать ее, либо затвориться в ней на годы. Философские проблемы, связанные с ней, очень близки моим собственным, но тот конкретный исторический материал, который собрал Варбург, подавляет”. Он оставил меня в бешенстве. В один час этот человек более чем кто-либо, кого встречал прежде, понял ту идею, которая была реализована в этой библиотеке”. (“Ernst Cassirer”, in “The philosophy of Ernst Cassirer”, ed. P.A.Schilpp, Evanston, III. The Library of living philosophers, 1949, p. 47-48).

Кассирер стал активно сотрудничать с институтом, опубликовав в 1921-1922 и 1932 гг. четыре свои работы как отдельные тома институтской серии “Studien der Bibliothek Warburg”.