Лекции по философии и культуре. Философия как философская проблема, страница 21

Но прежде чем закончить эти предварительные замечания, я прошу тех, кому дорога философия (а таковых на словах больше, чем на самом деле), если это и последующие соображения будут признаны убедительными, взять под свою защиту термин идея в его первоначальном значении, чтобы он не смешивался более с другими терминами, которыми обычно без всякого разбора обозначают всевозможные виды представлений, и чтобы наука не страдала от этого. Ведь у нас нет недостатка в обозначениях, вполне соответствующих каждому виду представлений, так что нам вовсе нет надобности вторгаться в чужие владения...

Для тех, кто привык к такому различению, невыносимо, когда представление о красном называют идеей. На самом деле это представление не есть даже notio (рассудочное понятие)”34.

Но чтобы эти критические требования Канта были выполнимы, надо четко выделить три различных вида проблем, которые обыкновенно скрываются под школьным термином “идеализм” и которым в силу этого грозит опасность перепутаться в философском сознании. Первая из этих проблем касается истины, вторая — природы телесного и духовного, материи и духа, а третья связана с вопросами философии культуры.

Первая и главная цель платоновского учения об идеях заключалась в стремлении Платона дать точное определение и построить четкую и адекватную теорию истины как в концептуальном, так и в практическом смыслах, и придать своей теории логическую ясность и моральную значимость. В основе платоновской системы лежит анализ понятия знания и идеи блага, определение.. Вне этой области для Платона не существует специальной проблемы реальности — познание и реальность не только соответствуют друг другу, они друг с другом совпадают. Идея идентичности познания и реальности была поддержана позже и Беркли, но его система уже не строилась на началах платоновского идеализма, на началах абстрактного и логического мышления. Согласно Беркли, абстрактное мышление является не источником истины, а, напротив, — источником ошибок и заблуждений. Истина не может основываться на одних понятиях; она должна опираться на восприятия. Ибо только в ощущении нам дана реальность. При этом Беркли вовсе не думает отбросить то понятие реальности, которое согласуется со здравым смыслом. Он не допускает, чтобы его теорию рассматривали как некое ответвление спекулятивной мысли; напротив, он постоянно утверждает, что его теория есть ясное, простое изложение и утверждение тех взглядов, которые возникают и бытуют у простого народа.

Чернь права, не делая различий между миром ощущений и миром истины, и философия должна признать это. “Вместе с толпой мы должны доверять нашим ощущениям”, — говорит Беркли в весьма характерном и выразительном пассаже из своей “Commonplace book”35. Однако в дальнейшем, развивая свою философскую систему, Беркли уже не смог придерживаться этих взглядов. Эмпиризм и сенсуализм теперь уступили свои позиции метафизическому спиритуализму, учению о Боге и человеческой душе, которые, особенно в поздний период философской деятельности Беркли, одержали полную победу над его первоначальной теорией об основах человеческого знания.

И именно с этой стороны идеалистическая теория Беркли подверглась атакам Канта. С крайней горячностью и необычайной для него резкостью Кант все время выступает против любого сравнения своей собственной системы с учением Беркли.

Однако несмотря на все свои усилия, Кант, по-видимому, не смог убедить в этом своих критиков и комментаторов. Большинство оставались верны своему пониманию, хотя оно вновь и вновь осуждалось Кантом. Причем не только противники кантовской философии, но даже его последователи продолжали рассуждать по-прежнему. Шопенгауэр, например, зашел так далеко, что предположил, будто Кант, отвергая идеализм Беркли, во втором издании “Критики чистого разума”36 скрыл за этим и затемнил свою собственную мысль и что к подобному искажению его принудили чисто личные обстоятельства. Но даже отвергая подобные обвинения, порой бывает трудно провести четкую демаркационную линию между учением Беркли и системой Канта. Если же рассмотреть конкретные учения, например учение об идеальности пространства и времени, учение о материи как о простом феномене, мы не сможем скрыть от себя, что между критическим идеализмом Канта и психологическим и метафизическим идеализмом Беркли существует тесная связь.