Лекции по философии и культуре. Философия как философская проблема, страница 15

условий экономических, социальных, психологических. Без их тщательного изучения история не может стать наукой. И проблема состоит совсем не в том, является ли знание всех этих причинных связей, изучаемых физикой, биологией, антропологией, психологией, экономикой, социологией, обязательным для историка, но в том, является ли это знание для историка достаточным, составляет ли оно абсолютную и единственную задачу истории.

Решение этой проблемы не может происходить догматическим путем, оно должно возникать в процессе чисто эмпирического исследования. Мы не можем с позиций некоей общей спекулятивной теории предписывать историку, что ему делать. Нужно с совершенной беспристрастностью понаблюдать, как работает какой-нибудь выдающийся историк. Я думаю, что тогда обнаружится, что большинство умозрительных теорий, которые за последние 100 лет предлагались для разрешения исторических проблем и в качестве метода исторического исследования, всегда вызывают одно и то же возражение. Все они конструируют в истории некий логический идеал и пытаются уложить реальную работу истории в прокрустово ложе их собственных теорий. Позвольте мне привести только несколько примеров. Мы уже говорили о теории Маркса, согласно которой вся историческая жизнь людей опирается на некоторые общие экономические условия. Понять и изучить эти условия, по Марксу, означает то же самое, что понять и изучить сам исторический процесс.

Но рядом с этой марксистской теорией мы находим и другие учения, которые, если говорить в общем, принадлежат тому же типу доктрин, т.е. тех, которые дают материалистическое объяснение исторического процесса, но которые тем не менее развиваются совсем в другом направлении, нежели марксизм. Одной из самых известных является философия истории, выраженная в работах Ипполита Тэна. Тэн исходит из триады условий, которая, по его мнению, является основополагающей для протекания любого исторического процесса и которую он определяет исходя из понятий расы, места, момента, как триединство расы, среды, эпохи. Они составляют три главные причины исторического процесса, и комбинации этих причин бывает вполне достаточно для объяснения любого отдельного события. Как только мы выяснили эти причины, мы уже, согласно Тэну, будем в состоянии понять историю, мы уже знаем ее высшие движущие силы, мы можем из этих причин вывести и их следствия так же, как физик, исходя из общей теории тяготения, вычисляет орбиты вращения планет или скорость падения тела. Это приводит еще к одному результату, а именно: в истории в такой же мере, как и в любой другой науке: в математике, физике, химии или в биологии, — мы должны не поддаваться искушению и остерегаться высказывать какое-либо суждение оценочного характера.

Согласно Тэну, “оценка” вообще не является научной и, следовательно, исторической категорией. Научная мысль должна признавать только факты и исследовать причины появления этих фактов. Ни в коем случае она не должна давать им оценку. “Независимо от того, имеют ли факты физическую или нравственную природу, — говорит Тэн во введении к “Истории английской литературы”, — у них всегда есть причины; подобно тому как существуют они для пищеварения, мускульного движения или животного тепла, есть они и для честолюбия, отваги и для правдивости. Порок и добродетель суть такие же продукты, как купорос или сахар, и всякое сложное соединение образовано взаимодействием иных, более простых элементов, от которых оно зависит. Попытаемся же выделить эти простые элементы в нравственных качествах, как выделяем мы их в физических свойствах... Вот каковы главные причины — ибо причины эти всеобъемлющи и неизменны, они присутствуют во всякий момент и при любых обстоятельствах, повсюду и всегда оказывая свое влияние; они неустранимы и в итоге неизбежно оказываются господствующими, ибо все те случайности, что действуют наперекор им, будучи ограниченными и частными, уступают в конечном счете их непрерывному глухому напору — так что результатом именно этих причин оказываются общее устройство вещей и основные черты событий”25.