Лекции по философии и культуре. Философия как философская проблема, страница 32

Совсем другая концепция свободы и необходимости лежит в основе системы Гегеля. Гегель не признает кантовского мо-:'.1лизма и с самого начала подвергает его яростным атакам. 1днако по крайней мере в одном Гегель совершенно соглашается с главным принципом кантовского идеализма. Как и Кант, он убежден в том, что проблема свободы — начало и конец идеалистической философии. Эта идея пронизывает все творчество Гегеля. Это та общая тема, которая в различных вариациях повторяется и в его “Логике”, и в “Феноменологии духа”, и в “Философии истории”. Но чтобы осуществить полное развитие этой темы, мы не можем ограничивать себя лишь сферой субъективного разума, которой ограничивалась, по мнению Гегеля, философия Канта.

Анализ феномена субъективного разума, феномена сознания, согласно Гегелю, должен быть дополнен более глубоким и всесторонним анализом — философией объективного и абсолютно? ю разума. И только посредством такой философии можно выработать и продемонстрировать истинную концепцию свободы. Мы ие можем ограничить свободу нравственностью; поступая так, мы заключили бы ее в пределы простой субъективности, в границы субъективного размышления. Но свобода означает гораздо большее: она означает высшую цель и одновременно путь, по которому должен двигаться Абсолютный дух, чтобы достичь этой цели. Свобода — это не просто факт сознания, в который следует верить, опираясь на свидетельства самого сознания. Свобода должна твориться и достигаться, причем она не может достигаться иначе, как только через саморазвитие разума. Этим и объясняется отношение понятия свободы и различных форм культуры — искусства, религии и философии.

Примечания

При подготовке текста использовано издание: CASSIRER Е. Symbol, Myth and Culture: Essays a lectures of Ernst Cassirer, 1935-1945 / Ed. by Verene. — New Haven: Yale univ. press, 1979. — XII, 304 p.

Лекция “Философия как философская проблема” была прочитана в октябре 1935 г. в Гётеборгском университете в Швеции.

1 Goethe. Gedenkausgabe derWerke. Briefe und Gesprache, 24 vols., ed. Ernst Beutler. Maturwissenschaftliche Schriften. ErsterTeil (Zurich: Artemis — Verlag, 1949) XVI, 346-347S.

2 Гёте И.-В. Фауст/ Перевод Б.Л.Пастернака. Т. 1.2. М. “Просвещение”, 1985, — И.-В.Гёте. Избранное, т.2, с. 38.

3 См. 247 c-d.

4 Критика чистого разума. //Собр. соч.: В 6-ти т. М., 1964. Т. 3.— С.110.

5 Benno Erdmann, ed. Reflexionen Kants zur kritischen Philosophic, Bd.ll. Reflexionen zur Kritik der reinen Vernunft (Leipzig, 1884). no. 128. Ср.: Cassirer. Kants Leben und Lehre (Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1974). S. 155.

6 Kants Leben und Lehre. S. 93-94.

7 Критика чистого разума. //Указ. соч. С.684.

8 Кассирер ссылается на лекции, которые Швейцер читал в университете города Упсалы в 1922 г. См. также очерк Кассирера “Альберт Швейцер — критик системы морали XIX в.” (“Albert Schweitzer as Critic of Nineteenth-Century Ethics” в книге “The Albert Schweitzer. Jubilee Book”, ed. A.A.Roback (Cambridge, Mass., Sci.-Art Publishers, 1946, p. 241-257). Госпожа Кассирер описывает, как, возвратясь в квартиру в Оксфорде в 1933 г., они нашли в почте простую белую открытку со словами “Ich wollte Ihnen nur die Hand dnicken, Albert Schweitzer” (Я хотел бы пожать Вам руку, Альберт Швейцер).

9 Здесь нужно иметь в виду, что Кассирер читает свою лекцию в конце 1935 г., когда он лишился преподавательской должности в Гамбургском университете весной 1933 г. после того, как в январе 1933 г. Гитлер стал канцлером Германии. Более определенно он, очевидно, имел в виду “угрожающую опасность” нацизма, но здесь же чувствуется и более широкий взгляд Кассирера на раскол культуры вообще, который он выразил в своих поздних работах, например в разделе “Кризис самопознания человека” его книги “Опыт о человеке” (An Essay on Man. New— Haven: Yale University Press. 1944).