Лекции по философии и культуре. Философия как философская проблема, страница 34

22 Здесь Кассирер говорит: “Относительно этого я ни в коем случае не отрицаю и не сомневаюсь в выводах, представленных г-ми Фитчем и Бердсли”.

23 Cassirer. Determinism and indeterminism in modern physics; historical and systematic studies of the problem of causality (англ. издание 1956;

немецкое 1936), ch. 22.

24 Ср.: обсуждение Кассирером темы формы и причины в кн. “The logic of the Humanities”, гл. 4.

25 И.-А.Тэн. История английской литературы. Введение// Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе.— М., 1987.—С.79.

26 См. главу, посвященную Лампрехту, в книге Кассирера “Проблема познания”.

27 Хотя пример, приводимый Кассирером, весьма специфичен, он имеет определенное сходство с теми, которыми он пользуется для того, чтобы пояснить, каким образом философия символических форм удерживает свои позиции и предлагает своим приверженцам широкие перспективы объективного знания (Das Symbolproblem und seine Stellung im System der Philosophic”). См. также использование Кассирером этого наглядного примера в третьей части его работы “Философия символических форм”.

Аристотель. Политика 1, 9, 1253а.

29 Фукидид. История. I, 22.

30 И.-А. Тэн. Указ. соч., с. 75-76.

Критический идеализм как философия культуры

Лекция “Критический идеализм как философия культуры” была прочитана Кассирером в Варбургском институте в Лондоне 26 мая 1936 г. Она входила в институтскую программу лекций и занятий, рассчитанную на январь-июнь 1936 г., и была последней из пяти лекций, прочитанных в феврале-мае того года. Первую лекцию этого цикла, которая называлась “Некоторые гуманистические аспекты естественных наук”, читал Иильс Бор. Следующие три лекции были посвящены эпохе Карла Великого, культуре позднего Рима и классическим предшественникам английского романтизма. Лекции Кассирера предшествовало его двухлетнее пребывание в Англии, а также его преподавательская деятельность в Гетеборгском университете в Швеции в 1935-1936 гг. Составителем всей программы этого цикла был директор Варбургско-ю института доктор Ф.Заксл (1890-1948). Об отношении Кассирера к Закслу и его институту см. ниже.

31 Байрон. “Дон-Жуан” (11, 1; пер. Т.Гнедич).

32 Кассирер часто говорит об идеализме в широком смысле этого ова как о философии идей или как о философии, ведущей свое про-.' хождение от Платона и образовавшей свою особую линию в развитии философии Нового времени от Декарта через Канта к Гегелю. См., 'пример; The Philosophy of Symbolic Forms, trans. Ralph Manheim, 3 is (New Haven: Yale University Press, 1953-1957), I, 73-85.

" См. также комментарий Кассирера по поводу отношения философии Беркли к системам Платона и Канта в книге: “Das Erkenntnisproblem in der Philosophic und Wissenschaft der neuem Zeit” 4 vols (Darmstadt: Wis-lenschaftliche Buchgesellschaft, 1971-1973), II, 321-27.

34 Критика чистого разума. С. 349-354.

35 См. “The Works of George Berkeley Bishop of Cloyne, ed. A.A.Luce and T.E.Jessop (London, Thomas Nelson, 1948), I, 90.

36 См. В 274-79 (с. 144-154).

"А 11-12; В 25 (с. 121).

" А 247; В 303. Ср.: “Zur Logik des Symbolbegriffs” в кн.: “Wesen und Wirkung des Symbolbegriffs (Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1956), p. 228-230.

" Критика чистого разума. Предисловие ко второму изданию. В гл. XI. примеч. (с. 101).

" Фрагмент 89. См.: Diets, Die Fragmente der Vorsokratiker, 3 vols, Sth ed. (Berlin, 1934-35)1, 171.

41 В рукописи Кассирер начинает цитату на английском, затем переходит на немецкий. В рукописи читаем: As a true inexplicable miracle it bursts forth out of the mouth of a nation and as the same amazing miracle